Наличие леворукости не говорит о том, что малыш полноценный левша. Возможно, это временное явление, связанное с замедленным развитием полушарий мозга (из-за травмы или родовой патологии).
Современные статистические данные утверждают:
- 20 % одаренных людей – левши;
- у них чаще встречаются дефекты речи;
- из них получаются отличные боксеры и фехтовальщики;
- левшей-мужчин гораздо больше, чем женщин;
Ведущая рука может быть правой или левой вследствие специфической психофизиологической организации мозга.
Нельзя самостоятельно пытаться превратить ребенка в правшу, поскольку в раннем возрасте подобное вмешательство чревато непредсказуемыми осложнениями, которые могут возникнуть как негативные последствия в будущем.
Как вести себя с малышом-левшой?
Если кто-то из родственников или педагогов пытается переучить кроху, исходя из собственного жизненного опыта, необходимо настоять, чтобы они предоставили малышу свободу действий. Пусть пользуется той рукой, какой удобно. Но в то же время следует развивать «правость» и «левость», попеременно давая в разные руки ложку и игрушки.
Вопрос ведущей руки еще недостаточно изучен. Обсуждается гипотеза о взаимодействии физических и психосоматических факторов.
Доказано, что при появлении на свет близнецов, вес и развитие интеллекта праворукого обычно больше, чем леворукого.
При обучении в школе близнецов с неодинаковой «рукостью», нужно учесть, что их успехи будут разными, и не стоит их сравнивать. Для левши правильней только сравнение с собой («Вчера ты учился хуже, сегодня уже делаешь прогресс!»).
Они зачастую испытывают трудности в произношении. Типичные затруднения возникают при ориентировании вправо, влево, высоко, низко, в направленности движения стрелок на часах. Все это подчас осложняет учебный процесс, в частности изучение арифметики и овладение письмом.
Таким детям требуется родительский контроль в действительном понимании нового учебного материала. Родителям нужно предложить ему отдельно зрительные примеры для тренировки запоминания («в какой руке у тебя карандаш?», «у буквы «м» две черточки свисают вниз, как ножки», «у буквы «ш» зубчики, как у вилки, вверх»).
Особенности поведения многих из них обычно вырабатываются и укрепляются гораздо медленней, чем у правшей, поэтому процесс социальной адаптации может протекать с задержкой. В связи с этим необходимо максимально сосредоточиться на усвоении как можно большего числа навыков и умений, востребованных в обществе и быту.
Взрослым нужно знать, что у левой руки есть определенные преимущества. Она обладает большим потенциалом, например, в более точном и быстром определении формы предметов при соприкосновении с ними.
У ребенка возникают проблемы с использованием ложки, ножниц, с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Помочь ему запомнить элементарные действия помогут следующие действия: родитель должен обхватить его руки и повторять вместе снова и снова необходимые движения. Задача взрослых сделать так, чтобы тело малыша запомнило машинально то или иное действие, расстановку пальцев, положение локтя, спины и головы.
Леворуким достаточно сложно быстро переключаться с одного дела на другое. Внешними проявлениями могут быть типичные «застревания» (проблемы с речью или другие физиологические трудности), предшествующие началу деятельности.
Таким детям трудно даются сложные движения, что становится очевидным при проверке синхронности быстрых движений обеих рук, скажем, в танце. Дети иногда признаются, что для выполнения сложных гимнастических или танцевальных па их руки «путаются», «мешают».
Левше нужно время для включения в рабочий процесс. Он не умеет одновременно делать несколько дел, поэтому не стоит его торопить.
Утренняя гимнастика должна состоять из упражнений, в которых задействованы руки и ноги. Желательно вначале выполнить каждое движение отдельно, а потом – в комплексе.
Оптимальными видами спорта для леворуких, испытывающих трудности в координации, могут быть футбол, баскетбол, плавание. Хорошим подспорьем будет игра на музыкальных инструментах, лепка, вязание. Также упражнения, требующие небольших усилий: движения глазами (отслеживание взглядом передвижения предметов или простые перемещения глаз сверху вниз, справа налево). В процессе закрепления их можно выполнять одновременно с движениями языковых мышц: глаза с языком синхронно движутся в одном направлении, затем – асинхронно (в противоположном направлении).
Для того чтобы ребенок лучше преодолевал проблемы с речью, нужно побуждать его больше говорить и самостоятельно «фильтровать» лексикон без употребления слов-паразитов («это», «как там»). На помощь придут игры «Эрудит», «Города» и другие.
Психологи утверждают, что детям-левшам требуется уделять больше внимания со стороны родителей и учителей. Классы углубленного обучения, с усиленной нагрузкой или жесткой дисциплиной не для таких мальчиков и девочек.
Очень важны слова поощрения: «ты сможешь», «у тебя все получится». В качестве поощрения и вдохновения можно привести примеры левшей-знаменитостей, если малыш переживает по поводу своей «неполноценности». Но в идеале концентрировать внимание на его леворукости не стоит.