Загрузка

Гиперактивный ребенок: дать свободу или успокоить?

Гиперактивность – определенное поведение и состояние, связанное с чрезмерной двигательной деятельностью и эмоциональными нарушениями, которое чаще встречается у детей или подростков. Родители, столкнувшись с такой ситуацией, приходят в полное недоумение и замешательство. Изначально в медицине такое понятие трактовалось как патологическое состояние, связанное с небольшими нарушениями функций мозга. В дальнейшем повышенную активность и эмоциональную нестабильность стали называть «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Дети с синдромом ДВГ не способны сосредоточиться, отличаются чрезмерной импульсивностью и невнимательностью.

Содержание статьи
    Гиперактивный ребенок: дать свободу или успокоить?

    Признаки гиперактивного поведения

    Обычно первые симптомы могут возникнуть в трехлетнем возрасте. Однако родители не обращают на это никакого внимания, объясняя детские поступки характерными особенностями развития в этом возрасте.

    Все маленькие дети подвижны, суетливы и плаксивы. Поэтому обращаются к врачу уже в школьном возрасте, когда начинают проявляться явные проблемы с учебой, невниманием, частой сменой настроения и т.д.

    Основные симптомы:

    • Неусидчивость. Такие детки постоянно находятся в движении. Они не засиживаются на одном месте, не проявляют любознательности к окружающему их миру, зачастую очень шумные и вспыльчивые;
    • Повышенная плаксивость. У детей возникают истерики с громким и продолжительным плачем, когда им что-то запрещают, у них не получается с первого раза или им хотят помочь;
    • Невнимательность. Не способны сконцентрироваться на каком-либо действии, не обращают внимание на просьбы или указания. При этом может быть нарушена координация движения: постоянно падают, роняют предметы, ломают игрушки и прочее;
    • Игнорирование правил и норм поведения;
    • Беспокойство. Проявляется в проблемах со сном: дневной может отсутствовать в принципе, а ночью спят неспокойно, постоянно просыпаются, крутятся, плачут.

    Также могут проявляться невротические привычки в виде сосания большого пальца. Навязчивые тики: беспокойные движения в кистях и стопах, дергание ног, сидя на стуле. Бесцельная двигательная активность: бегает, прыгает, всюду лезет, особенно в ситуациях, где это неприемлемо.

    При любом проявление симптомов требуется консультации специалиста.

    Он даст советы, как помочь ребенку справиться с этим состоянием и стоит ли его успокаивать вообще. Ведь не каждый малыш, который не сидит на месте, постоянно прыгает и игнорирует правила, является гиперактивным в медицинском понимании этого слова. Это обуславливается характером крохи, и, возможно, врачебное вмешательство здесь не понадобится.

    В таких случаях необходимо обращаться к детскому неврологу или психиатру. Записаться на прием к врачу или подобрать клинику можно на сайте medbooking.com.

    Гиперактивный ребенок: дать свободу или успокоить?

    Причины СДВГ

    Мнения медиков в этом вопросе расходятся, и некоторые не видят здесь никакой проблемы. По сей день четкие границы симптоматики не выявлены.

    Однако самыми распространенными причинами являются:

    • наследственная склонность;
    • нарушения в развитии головного мозга плода во время беременности, родовые травмы;
    • негативный микроклимат в семье, характерная линия воспитания.

    Диагностирование синдрома заключается в сборе анамнеза. Врач выясняет особенности протекания беременности и родовой деятельности, присутствует ли наследственная склонность, в какой атмосфере растет ребенок.

    Проводятся психологические обследования, в которых участвуют дети от 5-6 лет. Малышу предлагают пройти специальное тестирование, определяющее параметр внимательности.

    Также могут быть выполнены исследования с применением МР-томографии для обнаружения соответствующих изменений в центральной нервной системе.

    Как реагировать родителям?

    Специфика психологии гиперактивных детей позволяет дать общие рекомендации по воспитанию.

    В первую очередь, необходимо соблюдать единую линию поведения родителей и членов семьи по отношению к ребенку, создавая максимально мягкую и комфортную атмосферу.

    Дети с синдромом ДВГ очень чувствительны, они резко реагируют на запреты и замечания. Лучше не использовать отрицание и постоянное употребление слов «нет» и «нельзя».

    Вместо этого по-другому формулировать указания. Например, категорический запрет: «Нельзя прыгать по клумбам» только вдохновит малыша на дальнейшее исследование цветника. Правильней и не так безапелляционно прозвучит фраза: «Выйди, пожалуйста, на тропинку, отсюда клумба выглядит намного лучше».

    Следует соблюдать четкий режим дня. Питание, прогулки и уход ко сну должны иметь временные рамки.

    Придерживаться позитивной модели общения, замечать даже незначительные успехи и не прибегать к физическому наказанию.

    Гиперактивные дети нуждаются в признании их важности, поэтому им следует чаще говорить, что несмотря ни на что, родителя их любят.

    Избыточную энергию, присущую таким детям, необходимо расходовать. В этом помогут физические упражнения, особенно на свежем воздухе. Выполнение физкультуры можно превратить в увлекательную игру. Готовить домашнее задание лучше в специально отведенном уголке, где ничего не будет отвлекать и раздражать.

    Воспитывать ребенка с синдромом гиперактивности непросто, но при правильном подходе и терпении, можно скорректировать его поведение.