Методы преодоления боязни чужих людей
Этот процесс характеризуется последовательностью действий, каждое из которых имеет свои отличительные особенности.
Первый этап
Основная нагрузка на этой стадии процесса ложится на родителей. Они обязаны пересмотреть свое поведение в отношении незнакомцев. Следует рассказать, что можно разговаривать с людьми определенных профессий: продавцы, врачи, работники полиции.
Можно не бояться задавать незнакомым людям вопросы о времени, просить подсказать дорогу и самому отвечать на такие вопросы. Единственным исключением должна быть информация о месте собственного проживания.
Малыша важно убедить, что при появлении тревожного состояния в присутствии незнакомца, нужно сообщить об этом родственникам. Желательно обсуждать все случаи возникновения негативных эмоций в отношении постороннего человека.
Заметив негативные мысли, можно изменить их с помощью метода карикатуры. Для этого предлагают сыну или дочери воспроизвести все, что их тревожит, на бумаге, включая смешные элементы. Постепенно добавляя их в рисунок, рекомендуется довести нарисованное до полного абсурда, переведя в карикатуру. Можно дополнительно использовать кукольное домашнее представление, театр теней и т.д.
Второй этап
На этой стадии выполняется графическое трансформирование мыслей. Тревога должна быть перенесена в виде записи на лист бумаги. Постепенно заостряя или округляя буквы, раскрашивая их в веселые тона, следует перевести фобию в смешную форму.
Для формирования необходимой степени социальной адаптации нужно продвигаться от простого к сложному, где основными заданиями будет предположительный импровизированный контакт с незнакомцами.
Первые шаги проводятся в игровой форме, все будущие диалоги с незнакомцами проговариваются. Ролевая игра с куклами позволит ребенку чувствовать себя более защищенным и подготовленным.
Методы избавления от боязни незнакомцев
К основным способам психологи относят следующие:
- Обсуждение правил при общении с незнакомцами.
- Проговаривание беспокоящих ситуаций с преобразованием «страшных» мыслей в «нестрашные».
- Демонстрация адекватных способов взаимодействия с посторонними с использованием собственных примеров.
- Создание условий для социальной адаптации в обществе.
Родительская забота о психологическом комфорте своего чада способна вовремя остановить различного рода фобии.
Классификация страхов
В зависимости от возраста, ребенка одолевают различные фобии.
До 2-х лет появляется чувство опасности, исходящее от всех взрослых, исключив постоянно находящихся рядом и маму. Зачастую, приезжая в гости к внукам, дедушки и бабушки обижаются, когда те закатывают настоящую истерику в их присутствии. Эта реакция вполне объяснима: у детей плохая память на лица, и любой взрослый со стороны вызывает у них панику.
В это время родители должны быть особенно внимательны к своей крошке. Нежелательно их отдавать в детские ясли, оставлять одних даже на короткое время или передавать под присмотр посторонним людям.
Временной промежуток от двух до трех лет характеризуется присоединением к уже существующим страхам опасения потеряться, боли, темноты и т.д. В это время очень важно присутствие отца или сильного мужчины (дедушки, дяди), который на собственном примере может уничтожить негативное состояние. Взяв дочку или сына за руки, он может предложить малышу повторять свои действия (зайти в темную комнату, погладить собаку, посетить врача). Под защитой сильного и большого мужчины ребенок чувствует себя в полной безопасности, забывая про свои опасения.
От трех до пяти лет появляется боязнь новых событий или действий. Ребенок не хочет самостоятельно прокатиться с горки на санках, сходить в гости к новым друзьям, попасть в непривычную обстановку.
К этому присоединяются бурная фантазия и воображение. В темноте вдруг появляются чудовища, привидения, угрожающие тени. Рекомендуется успокоить малыша, оставить приглушенный свет в спальне, выяснить, кто для него наиболее страшен и почему.
В пять лет проявляется много придуманных фобий, которые рождаются от просмотра мультфильмов и телепередач. Развеять негатив можно при помощи совместных сюжетных игр, изображая попеременно положительных или отрицательных героев. Эта методика способна разубедить малыша в реальности страха.
В этом случае хорошо помогают рисование и лепка из глины или пластилина. Предложив нарисовать обобщенный образ того, что пугает, необходимо, чтобы вылепленная фигурка или рисунок был уничтожен. Хорошим стимулом станет награда в виде мороженого, игрушки, увлекательной книги.
Возраст с 5 до 7 лет характеризуется появлением фобии смерти, болезней.
Родителям и психологам рекомендуется объяснить цикл жизни от рождения до смерти, приводя различные примеры: от звезд и растений до животных и человека.
Спокойствие любимого чада зависит от правильно донесенной до него информации с акцентом на то, что до этого момента еще очень далеко.
Ни в коем случае нельзя запрещать бояться! Это провоцирует отдаление и замалчивание проблемы, переходящей в более тяжелую стадию. Следует быть внимательным и терпеливым, помогая ребенку вырасти самостоятельной личностью.