Загрузка

Заикание у детей: как быть?

Произнесение слов включает огромное количество процессов в человеческом теле, сопровождающихся движениями разнообразных органов. Это выглядит как целый оркестр из легких, гортани, языка, зубов, дыхательных путей и других, руководимый неизменным дирижером – головой. Подкорковые структуры в ней ответственны за процесс образования звуков, а кора – за их осмысленность, складывающихся в слова и предложения. Основные проблемы возникают, когда кора и подкорка не работают в унисон или имеют определенные дефекты в функционировании.

Содержание статьи
    Заикание у детей: как быть?

    У человека проявляются нарушения плавной и связной речи, к которым относится заикание, являющееся следствием спазмов верхних дыхательных путей и выражающееся в манере говорить с паузами и звуковыми повторами. У деток оно появляется в основном из-за поражений серого вещества, неврозов или нарушений нервной деятельности.

    Ну почему?

    Основания для возникновения данной проблемы можно разделить на два больших блока: внутренние и внешние. Первые связаны с головным мозгом, его строением, предрасположенностью к нарушениям (генетические установки, наличие неврологических больных в роду, проблемы во время беременности и при родах), а также характером карапуза и его способностью адаптироваться к постоянно меняющейся среде.

    Особо среди этой группы выступает незрелость головного мозга. Так, до пяти лет (у мальчиков может быть немного дольше) эта часть тела активно развивается, настраивает каналы передачи импульсов и сигналов. В результате вполне возможны прерывистость произношения, итерация и другие негативные явления. Но беспокоиться тут не надо, ситуация наладится сама собой.

    Совокупность внешних причин практически безгранична. В нее входят:

    • различные заболевания и повреждения нервной системы (например, менингиты и энцефалиты), головного мозга (сотрясения, ушибы), верхних дыхательных путей, ушей и других органов, если параллельно они нарушают неврологическое развитие (сахарный диабет);
    • ослабление организма, сопровождающееся частыми простудами, насморком, глистными инвазиями, рахитом;
    • проблемы со сном, ночные кошмары, быстрая утомляемость;
    • различные психологические травмы, связанные с сильным испугом, хроническим стрессом и другими;
    • отрицательное влияние родителей (похожий дефект у близкого родственника, неправильное воспитание, быстрая и нервная манера разговаривать у людей в ближайшем окружении и т.п.).

    Механизм заикания

    Наиболее часто встречающимся проявлением этого дефекта служат внезапные судороги в процессе произношения. Вероятнее всего они случаются, если ребенок чувствует себя неуверенно, нервничает или боится. Также способствуют прерывистой манере общаться эмоционально-окрашенные фразы. Проблемными буквами можно назвать «б», «г», «д», «к», «п» и «т».

    Судороги обычно короткие, длятся не более 12 секунд, но в отдельных случаях могут достигать 1,5 минут. По своим проявлениям они бывают тоническими и клоническими. Первые вызываются короткими спазмами при произнесении какой-нибудь буквы, в результате чего она повторяется несколько раз. При клонических судорогах мышцы, отвечающие за формирование голоса, зацикливаются на определенном движении, приводя к дупликации отдельных слогов.

    Самая большая проблема в речевом механизме – его цикличность: начиная заикаться, ребенок теряется, нервничает, это вызывает больше спазмов и проблем при произнесении слов, в результате все повторяется.

    Судороги наблюдаются и при открытых голосовых связках, тогда вообще никаких звуков не образуется, поскольку воздух проходит сквозь них, не встречая препятствий. В этот момент говорят о шепотной речи или об ее отсутствии.

    Заикание у детей: как быть?

    Влияние заикания на социальную жизнь

    Ребенок начинает ощущать проблему речеобразования в начале активной социализации: поступлении в школу, неформальных разговорах со сверстниками и т.п. Очень часто такой малыш будет смущаться, путаться, избегать общения. У него появятся комплексы, недовольство собой.

    Масштабы барьера, мешающего общаться, во многом зависят от болезненной фиксации вследствие стрессового состояния). Бывает она трех типов:

    • нулевая (ребенок не чувствует особого дискомфорта от своей особенности, у него не возникает проблем в общении, он интегрирован в окружающие его группы людей);
    • умеренная (периодические приступы смущения и желания избежать общения, в результате ограниченная активность в сообществах),
    • выраженная (невозможность говорить без повторяющихся звуков становится главной проблемой в жизни, малыш начинает чувствовать себя неполноценным, боится сближаться с людьми, практически лишая себя самореализации в обществе).

    Как избавиться от недуга?

    Подходить к этой проблеме нужно комплексно, одновременно наступая по всем фронтам, задействуя педиатрию, психологию и логопедию. Педиатр отвечает за общее состояние организма, его здоровье, а также лечение органов, связанных с данным явлением, если у них наблюдается патология. В его арсенале все доступные медицинские препараты и физиотерапевтические меры, включающие посещение бассейна, специальный массаж и другие.

    Психолог стремится к избавлению заикающегося от выраженной фиксации и его примирению с собой, недугом и обществом. Он выясняет возможные психологические причины запинок при формировании слов и работает над их устранением. При этом обязательно на приемах присутствуют родители, которые помогают и учатся справляться с этой проблемой.

    Логопед занимается с карапузом, стараясь постепенно добиться от него плавности речи сначала на занятиях, а потом и в обычной жизни. Для этого маленькие пациенты читают вслух, пересказывают тексты, рассказывают стихи. Затем они переходят к вариациям разговоров при различных жизненных ситуациях. Таким образом заранее моделируется поведение за границами кабинета. Для деток создается максимально комфортная спокойная обстановка, полностью исключающая стрессовый фактор.

    Эффективными помощниками логопеда служат хорошее настроение подопечного, правильная речь в окружении и домашние задания. Для укрепления мимических и голосовых мышц используется логопедическая ритмика, представляющая собой целый комплекс игр, упражнений и специальных песен.

    При совокупности всех этих усилий очень высока вероятность избавления от дефекта речеобразования и полноценной интеграции в социальную жизнь.

    Главное – начать вовремя и не отступать от намеченного плана, последовательно выполняя все предписания и назначения медиков.