Загрузка

Агрессивное поведение: причины, коррекция, профилактика

По мнению известных психологов и психотерапевтов, агрессивным называют поведение, при котором у человека возникает желание нанести кому-либо преднамеренный моральный или физический вред, создать благоприятную ситуацию для психологического дискомфорта. Демонстрация агрессии может проявляться не только по отношению к человеку, но и к животным или каким-то неживым предметам (порча имущества, осквернение памятников), в этом случае говорят о вандализме.

Содержание статьи

    Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.

    Что является причиной агрессивного поведения?

    Агрессивное поведение бывает не только у взрослых, но и у детей и подростков. Часто оно является защитной реакцией на неблагоприятные жизненные ситуации, но иногда такое поведение бывает осознанным.

    К причинам агрессивного поведения относят:

    • длительные психические и физические нагрузки;
    • неудачи в профессиональной деятельности, конфликты на работе;
    • злоупотребление алкоголем, увлечение наркотиками;
    • длительный прием снотворных препаратов и антидепрессантов;
    • трудности в семье, неустроенная личная жизнь, проблемы в интимных отношениях;
    • травмы психологического характера, полученные в детском возрасте;
    • длительное переутомление, недосыпание, отсутствие полноценного отдыха.

    К мотивам агрессивного поведения подростков можно отнести увлечение фильмами ужасов, триллерами, квест-играми, а также спортивные игры и соревнования, при которых усиливается психологическое напряжение. Такое поведение часто возникает у больных нервно-психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, фобии).

    Виды агрессивного поведения

    Агрессивное поведение имеет разные формы проявления. Физическая агрессия выражается в нападении и причинении телесного вреда окружающим, вербальная — в оскорблении, крике, желании затеять ссору, а также в проклятиях, угрозах и стремлении причинить страдания в словесной форме.

    Агрессия может быть прямой или косвенной. В первом случае оскорбительные действия направлены на конкретного человека, косвенная агрессивность заключается в распространении слухов, сплетен, клеветы, злобных шуток. Часто такие действия являются неупорядоченными и сопровождаются топаньем ногами, ударами кулака по столу.

    Различают также внешнюю агрессивность и аутоагрессию. Внешняя агрессивность имеет направленное действие на окружающих, в то время как аутоагрессия направлена против себя и выражается в самоунижении, стремлении причинить себе физический вред вплоть до суицида.

    Агрессивное поведение: причины, коррекция, профилактика

    Детская агрессивность

    Агрессивное поведение детей зачастую зависит от поведения родителей. Маленькие дети стараются подражать им во всем, поэтому агрессия родителей становится нормой поведения малыша. Перерастанию обиды и гнева в агрессию способствуют:

    • отсутствие родительской любви, формирование у ребенка чувства беззащитности перед окружающим миром;
    • поведение родителей, формирующее у детей комплекс неполноценности, оскорбление и унижение со стороны учителей;
    • различное отношение к детям в семье, когда одному ребенку позволено все, а другой получает немотивированный отказ;
    • частые ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, предвзятое отношение воспитателей.

    Агрессивное поведение детей в возрасте до 2-х лет не должно пугать родителей, потому что дети еще не осознают последствий своих действий. Они еще плохо разговаривают и не могут выразить свои чувства, поэтому таким способом заявляют о том, что хотят кушать, спать, пить. Начиная с трехлетнего возраста детям нужно спокойно объяснять, как следует себя вести, и не проявлять к ним агрессию в виде криков, шлепков и прочих наказаний.

    Агрессию у детей школьного возраста провоцируют наказания за низкую успеваемость, неправильное воспитание, когда школьников учат отвечать физическим воздействием на обидчиков.

    Агрессивное поведение подростков зачастую связано с неблагополучной ситуацией в семье, просмотром фильмов, в которых присутствуют сцены насилия, проблемами в учебе, сложными отношениями со сверстниками, желанием утвердиться и стать лидером в своем круге общения.

    Как корректировать агрессивное поведение?

    По утверждению Зигмунда Фрейда, агрессивность заложена в человеке от природы, поэтому такую форму поведения можно ослабить, но она не поддается лечению.

    Коррекцией агрессивного поведения занимаются психологи и психотерапевты.

    В тяжелых случаях, когда такая форма поведения вызвана тяжелым нервно-психическим расстройством, человеку нужна помощь психиатра. Для коррекции агрессивности разработано немало методик, но важно, чтобы у человека было желание изменить свое поведение. Многим взрослым удается справиться с враждебным поведением самостоятельно.

    Для коррекции агрессивного поведения школьников необходимо:

    • правильно организовать распорядок дня ребенка, распределить время между учебным процессом и досугом;
    • следить за соблюдением режима сна и активного времяпровождения;
    • организовать день так, чтобы у школьника было время на посещение спортивных секций, занятий танцами и других кружков в соответствии с его увлечениями;
    • следить за тем, чтобы занятия и увлечения ребенка не приводили к переутомлению.

    Следует обратиться за помощью к опытному специалисту, если эти приемы не помогают исправить поведение. Школьный психолог установит причину отклонений в поведении ребенка и поможет с организацией досуга в школе. Способы коррекции подростковой агрессивности зависят от вызвавших ее причин. Для внесения корректив в поведение подростков проводят индивидуальные беседы, психологические тесты, групповые тренинги.

    Профилактика проявлений агрессии

    Для профилактики агрессивного поведения применяют игровые методики, которые учат школьников контролировать свой гнев и реагировать на конфликтные ситуации в школе безопасным для себя и окружающих способом. Для этого с детьми проводят работу по повышению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности, управлению собственными эмоциями.

    Важными факторами являются:

    • переключение внимания детей на чувства и эмоции окружающих;
    • моделирование различных ситуаций возможного неуспеха для преодоления чувства обиды и неудовлетворенности;
    • стимуляция гуманных чувств по отношению к людям и животным;
    • формирование чувства радости при достижении позитивных результатов в овладении такими эмоциями, как гнев, ненависть, обида;
    • обучение технике релаксации с использованием глубокого дыхания.

    Методики профилактики агрессивного поведения у взрослых применяются, когда у человека есть желание измениться. В противном случае нужно найти способ и мотивировать его обратиться за помощью к специалисту.