Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.
Что является причиной агрессивного поведения?
Агрессивное поведение бывает не только у взрослых, но и у детей и подростков. Часто оно является защитной реакцией на неблагоприятные жизненные ситуации, но иногда такое поведение бывает осознанным.
К причинам агрессивного поведения относят:
- длительные психические и физические нагрузки;
- неудачи в профессиональной деятельности, конфликты на работе;
- злоупотребление алкоголем, увлечение наркотиками;
- длительный прием снотворных препаратов и антидепрессантов;
- трудности в семье, неустроенная личная жизнь, проблемы в интимных отношениях;
- травмы психологического характера, полученные в детском возрасте;
- длительное переутомление, недосыпание, отсутствие полноценного отдыха.
К мотивам агрессивного поведения подростков можно отнести увлечение фильмами ужасов, триллерами, квест-играми, а также спортивные игры и соревнования, при которых усиливается психологическое напряжение. Такое поведение часто возникает у больных нервно-психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, фобии).
Виды агрессивного поведения
Агрессивное поведение имеет разные формы проявления. Физическая агрессия выражается в нападении и причинении телесного вреда окружающим, вербальная — в оскорблении, крике, желании затеять ссору, а также в проклятиях, угрозах и стремлении причинить страдания в словесной форме.
Агрессия может быть прямой или косвенной. В первом случае оскорбительные действия направлены на конкретного человека, косвенная агрессивность заключается в распространении слухов, сплетен, клеветы, злобных шуток. Часто такие действия являются неупорядоченными и сопровождаются топаньем ногами, ударами кулака по столу.
Различают также внешнюю агрессивность и аутоагрессию. Внешняя агрессивность имеет направленное действие на окружающих, в то время как аутоагрессия направлена против себя и выражается в самоунижении, стремлении причинить себе физический вред вплоть до суицида.
Детская агрессивность
Агрессивное поведение детей зачастую зависит от поведения родителей. Маленькие дети стараются подражать им во всем, поэтому агрессия родителей становится нормой поведения малыша. Перерастанию обиды и гнева в агрессию способствуют:
- отсутствие родительской любви, формирование у ребенка чувства беззащитности перед окружающим миром;
- поведение родителей, формирующее у детей комплекс неполноценности, оскорбление и унижение со стороны учителей;
- различное отношение к детям в семье, когда одному ребенку позволено все, а другой получает немотивированный отказ;
- частые ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, предвзятое отношение воспитателей.
Агрессивное поведение детей в возрасте до 2-х лет не должно пугать родителей, потому что дети еще не осознают последствий своих действий. Они еще плохо разговаривают и не могут выразить свои чувства, поэтому таким способом заявляют о том, что хотят кушать, спать, пить. Начиная с трехлетнего возраста детям нужно спокойно объяснять, как следует себя вести, и не проявлять к ним агрессию в виде криков, шлепков и прочих наказаний.
Агрессию у детей школьного возраста провоцируют наказания за низкую успеваемость, неправильное воспитание, когда школьников учат отвечать физическим воздействием на обидчиков.
Агрессивное поведение подростков зачастую связано с неблагополучной ситуацией в семье, просмотром фильмов, в которых присутствуют сцены насилия, проблемами в учебе, сложными отношениями со сверстниками, желанием утвердиться и стать лидером в своем круге общения.
Как корректировать агрессивное поведение?
По утверждению Зигмунда Фрейда, агрессивность заложена в человеке от природы, поэтому такую форму поведения можно ослабить, но она не поддается лечению.
Коррекцией агрессивного поведения занимаются психологи и психотерапевты.
В тяжелых случаях, когда такая форма поведения вызвана тяжелым нервно-психическим расстройством, человеку нужна помощь психиатра. Для коррекции агрессивности разработано немало методик, но важно, чтобы у человека было желание изменить свое поведение. Многим взрослым удается справиться с враждебным поведением самостоятельно.
Для коррекции агрессивного поведения школьников необходимо:
- правильно организовать распорядок дня ребенка, распределить время между учебным процессом и досугом;
- следить за соблюдением режима сна и активного времяпровождения;
- организовать день так, чтобы у школьника было время на посещение спортивных секций, занятий танцами и других кружков в соответствии с его увлечениями;
- следить за тем, чтобы занятия и увлечения ребенка не приводили к переутомлению.
Следует обратиться за помощью к опытному специалисту, если эти приемы не помогают исправить поведение. Школьный психолог установит причину отклонений в поведении ребенка и поможет с организацией досуга в школе. Способы коррекции подростковой агрессивности зависят от вызвавших ее причин. Для внесения корректив в поведение подростков проводят индивидуальные беседы, психологические тесты, групповые тренинги.
Профилактика проявлений агрессии
Для профилактики агрессивного поведения применяют игровые методики, которые учат школьников контролировать свой гнев и реагировать на конфликтные ситуации в школе безопасным для себя и окружающих способом. Для этого с детьми проводят работу по повышению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности, управлению собственными эмоциями.
Важными факторами являются:
- переключение внимания детей на чувства и эмоции окружающих;
- моделирование различных ситуаций возможного неуспеха для преодоления чувства обиды и неудовлетворенности;
- стимуляция гуманных чувств по отношению к людям и животным;
- формирование чувства радости при достижении позитивных результатов в овладении такими эмоциями, как гнев, ненависть, обида;
- обучение технике релаксации с использованием глубокого дыхания.
Методики профилактики агрессивного поведения у взрослых применяются, когда у человека есть желание измениться. В противном случае нужно найти способ и мотивировать его обратиться за помощью к специалисту.