Минусы телевизора
Основное негативное влияние заключается в следующих моментах:
- Фильмы «недетского» содержания. Детям ни к чему лишние познания и переживания неприятных эмоций. От такого рода телепередач может сформироваться неправильное мировоззрение.
- Реклама. Она способна засорить сознание ребенка ненужной информацией о товарах, слоганах и логотипах.
- Феномен «голубого экрана». Он завораживает детей звуком, быстроменяющимися цветными картинками, но сюжет может вовсе ускользать от детского внимания. Взгляд скорее будет прикован к красочному калейдоскопу из картинок.
- Отрицательное воздействие на зрение при долгом и близком смотрении в телеэкран.
- Досуг, сравнимый с «ничегонеделанием». Малыш может попусту тратить время, просматривая «пустую» для него передачу или N-ный по счету мультфильм, который не будет адекватно восприниматься перегруженным мозгом.
Учитывая данные факторы, следует ограничить телесеансы или ввести для них определенные часы.
Плюсы просмотра ТВ
Говоря о недостатках, нельзя забывать о положительных моментах.
- Передачи с познавательным уклоном способны обогатить ребят определенными знаниями.
- Увлекательная форма подачи нового материала, вызывающая эмоциональную реакцию, пробуждающая интерес и любознательность.
- Воспитательно-обучающее воздействие мультиков и фильмов, где добро побеждает зло, где разъясняется, как нужно себя вести в некоторых ситуациях, где учат любить и дружить.
- Формирование общего культурного поля (на основе, например, позитивного поведения героев сказок).
- Воспитание эстетического вкуса через красочность мультфильмов и постановку детских фильмов.
- Занимательное времяпровождение, в течение которого родители могут отдохнуть или позволить заняться своими делами.
Позитивных моментов от телепросмотра достаточно, и не стоит запрещать такое удовольствие из-за возможного отрицательного воздействия, которое на самом деле связанно с длительным бесцельным просиживанием перед экраном и неподходящим содержанием эфира.
Что предпринять, чтобы от ТВ передавалось только полезное и хорошее?
Прежде всего, это контроль над временем нахождения у телеэкрана:
- младенца до года необходимо оградить от телевещания, потому что у него еще не сформировалась полностью сетчатка глаза и он не может концентрировать внимание в той мере, в которой требуют яркие телекартинки. Поэтому близкое нахождение возле ТВ негативно влияет на неокрепшее зрение;
- норма для детей двух-трех лет 20–30 мин/сутки;
- до семи лет – 1–1,5 часа.
Смотреть программы лучше по расписанию, например, ребенок укладывается спать после вечерней сказки. Это послужит регулятором повседневного режима, и он сам будет стремиться организовать свой распорядок.
Крохам лучше включать мультики с примитивно прорисованными персонажами, где фон меняется не быстро, с минимумом деталей, герои говорят отчетливо, с хорошей артикуляцией. Благодаря любимым персонажам малыши быстро учатся говорить.
По возможности следует предварительно ознакомиться с мультфильмами, чтобы иметь представления об их содержании
.Для того чтобы добиться максимальной пользы от телевизионного часа, необходимо установить и соблюдать порядок, который заключается в следующем:
- выключать ТВ по окончанию передачи;
- изолировать малыша от рекламы. В этот период необходимо занять его интересной игрой или устроить сладкую паузу с печеньем и молоком.
- поощряя сына или дочку за самостоятельный выбор телепередачи, можно сформировать у них эстетический вкус и умение управлять телевизором, а не наоборот, впасть в зависимость от него.
- детское поведение можно регулировать с помощью телевидения, что выглядит примерно так: «Через 5 минут начнется твой любимый мультик, быстрей убери в комнате игрушки, чтобы не опоздать к началу».
Просмотр телевизора может превратиться во вредную привычку, если отсутствует контроль со стороны взрослых. Но при правильном подходе станет помощником в воспитании младшего поколения.
Благодаря этому занимательному процессу, можно узнать обо всем на свете, увидеть все, что только можно представить. Но чтобы он стал другом, а не врагом, желательно у телеэкрана проводить время всей семьей, чтобы
- увидеть, что смотрит ребенок;
- делать комментарии по поводу увиденного, чтобы малыш учился воспринимать происходящее правильно, разъяснить, хороший это поступок или плохой, чтобы в детской голове сложилось правильное впечатление;
- услышать мнение сына или дочки, если они смогут изложить сюжет или дать свою оценку. Это поможет в развитии интеллекта.
Не стоит категорически запрещать телесеансы, потому что рано или поздно они не ускользнут от любопытных глаз, и при отсутствии культуры телепросмотра последующую реакцию предсказать несложно: малыш просто «зависнет» у экрана.
При сформированной устойчивой привязанности к телевизору взрослым надо насторожиться и проанализировать, насколько часто они уделяют время своему чаду, дают ли возможность проводить досуг как-то иначе (игры, прогулки на свежем воздухе), благополучна ли атмосфера в доме.
Необходимо понимать, что никакой телевизор не может компенсировать живое общение друг с другом. Чем больше дети заняты естественным познанием окружающего их мира, тем меньше они будет проводить время у экрана.