Что собой представляет психотерапевтическая работа в группе?
Групповая форма работы не является самостоятельной концепцией психотерапии, ее на равных правах с индивидуальным общением используют в качестве методики, позволяющей достичь ощутимых результатов в русле гуманистического подхода, гештальт-терапии, психодинамики и других психотерапевтических теорий.
Существуют и особые направления психотерапии, изначально разработанные под групповые методы воздействия — психо- и социодрама.
Группа создается для того, чтобы в процессе общения в ней каждый из участников получил возможность осознать мотивы своего поведения, которые мешают ему воспринимать реальность без искажений. Существующая в группе система обратной связи позволяют человеку адекватно и глубоко оценить собственные представления и установки. Выявляя те из них, которые являются стереотипными и разрушительными для психики, человек корректирует их в комфортной атмосфере доброжелательного отношения единомышленников, принимающих его таким, какой он есть.
С точки зрения эффективности для этой формы взаимодействия важным понятием является групповая динамика, представляющей собой характерные взаимоотношения, складывающиеся между участниками, включая и самого психотерапевта, ведущего группу. Значимыми для групповой психотерапии будут такие процессы:
- выделение лидеров и руководителей;
- возникновение и развитие конфликтов;
- объединение некоторых участников в подгруппы;
- характер методов регуляции поведенческих реакций, групповое давление.
Оптимальной считается группа от восьми до двенадцати человек. В рамках курса они встречаются от 15 до 25 раз, в зависимости от цели психотерапии, интенсивности процессов групповой динамики и теоретической концепции, выбранной для достижения целей психотерапевтом. Продолжительность встреч колеблется от полутора до трех-четырех часов.
Этапы развития психотерапевтической группы
Практика групповой психотерапии, в какой бы теории не работал психотерапевт и какие бы цели не ставились перед участниками, показывает, что группа обязательно проходит следующие стадии развития:
- Ориентация и формирование зависимостей. На этом этапе участники знакомятся между собой, осваиваются в новом окружении и ознакамливаются с правилами, по которым будет происходить дальнейшие взаимодействия.
- Развитие конфликтов. Как только контакт между участниками установлен, тут же начинают распределяться роли, что всегда сопровождается повышенной агрессией и сильным эмоциональным напряжением. Враждебный настрой и отсутствие желания идти на компромиссы — вот основные векторы межличностных отношений в фазе конфликтов.
- Совместная целенаправленная работа. На третьем этапе группа уже готова к сотрудничеству, потому что каждый из ее членов чувствует себя частью сформированного коллектива с одинаковыми ценностными ориентирами и целями. Участники откровенно высказываются, доверяя друг другу подчас то, что раньше скрывали даже от самих себя.
- Завершение. Раскрепощение участников и их целенаправленное сотрудничество рано или поздно приводит к выполнению основной задачи, ради которой она и была собрана. Далее возможны два пути — распад группы либо продолжение работы, но уже в новом составе и с другими целями.
Работа в группах как метод коррекции супружеских конфликтов
Отдельно рассматривается групповая семейная психотерапия, основанная на том же принципе коррекции поведенческих реакций в ходе межличностного общения, но подразумевающая участие нескольких семейных пар. Общаясь между собой в присутствии третьего лица — психотерапевта — и пяти-семи супружеских пар, партнеры учатся схемам поведения на примере моделей отношений, принятых в других семьях.
По сравнению с индивидуальной формой работы, групповая психотерапия, направленная на предотвращение семейных конфликтов, является более обогащенной методикой за счет возможности разыгрывать определенные конфликтные ситуации и совместными усилиями группы находить оптимальные пути их разрешения.
До того как начнутся групповые встречи, организуются подготовительные сеансы с подгруппами участников — отдельно с женщинами и мужчинами. Это делается для того, чтобы фаза ориентации и конфликта завершилась как можно быстрее, уступив место конструктивному диалогу между участниками. Гомогенные мужские и женские подгруппы, сплоченные до начала курса, медленнее сливаются между собой, однако исходя из задач семейной психотерапии, это нельзя считать существенным недостатком.
Основные методики
В групповой психотерапии применяются самостоятельные методы, в комплексе дающие возможность реализовать основную цель группы.
Вербализация эмоций и переживаний становится возможной благодаря использованию следующих приемов:
1. Групповая дискуссия.
Являясь основным инструментом групповой психотерапии, это способ подразумевает свободное общение между участниками, лишенное четкой структуры и не регулируемое психотерапевтом. Предметом дискуссии чаще всего становятся подробности личной жизни членов группы, актуальная для всех участников тема или конкретная интеракция — взаимодействие внутри группы.
2. Психодрама.
Эта методика, впервые предложенная Морено для раскрытия в человеке творческого потенциала, по своей сути является ролевой игрой. В рамках групповой психотерапии она помогает создать оптимальные условия для высказываний, выражающих истинное отношение клиента к беспокоящей его проблеме. Разыгрывая предложенные ситуации, участники переосмысливают свои внутренние конфликты, преодолевают шаблонность в восприятии и вырабатывают новые способы реагирования на события-раздражители.
Невербальные методики основаны на обращении к подсознанию пациентов, участвующих в групповой психотерапии. Смещение активности из сферы рациональных рассуждений в сторону невербальных коммуникаций позволяет снизить накал страстей в группе и не исключает обсуждения происходящих при этом событий.
Анализируя свои переживания и поведенческие реакции, возникающие в ходе невербальной активности, участники получают возможность выйти за пределы строгих рамок дискуссии.
В этом участникам группы помогают:
1. Психогимнастика.
Психотерапевт предлагает участникам группы некоторое время общаться, не используя слова, а вместо этого доносить свои мысли при помощи движений — пантомимы. В подготовительном этапе снимается напряжение, страхи и комплексы, препятствующие свободному выражению чувств, формируется лояльное отношение к собственному телу и телам других людей.
2. Проективный рисунок.
Занятие, в ходе которого участники рисуют на определенные темы, проводится для выявления психологических проблем, глубоко скрытых в подсознании пациентов и для более четкого определения общегрупповой проблематики. На рисование отводится полчаса, а после группа приступает к обсуждению результатов, которое иногда перетекает в очень продуктивную в рамках курса дискуссию
3. Музыкотерапия.
Этот вид групповой работы имеет две формы: активная подразумевает музыкальные импровизации, пение или игру на инструментах, пассивная (рецептивная) — прослушивание записей с целью снятия напряжения или дальнейшего обсуждения пережитых эмоций.
Классификация методик имеет скорее условный характер, ведь в процессе групповой терапии одна методика плавно перетекает в другую. Сосредоточение на одной из них неоправданно, поскольку результат от занятий в группе наступает только при условии свободного, спонтанного общения, способного кардинально изменить сознание пациента и его отношение к жизни и окружающим людям.