Для многих семей последней возможностью родить и воспитать долгожданного ребенка является экстракорпоральное оплодотворение. Морально-этические аспекты, конечно же, важны для пары, но проблема бесплодия может вызвать переживания, приводящие к депрессии и разрушить даже самый крепкий брак. Поэтому каждый клиент клиники после консультации об особенностях метода должен сделать выбор, применять ли эту медицинскую технологию или найти другой способ стать родителями. Каковы же этические проблемы этой методики?
Разрушение традиционной семьи
Экстракорпоральное оплодотворение позволяет иметь детей одиноким женщинам, а также сожителям однополых союзов. Священники и многие члены общества считают, что ребенок при этом не может получить полноценного развития и воспитания. Кроме того, затрагиваются такие этические проблемы, как нарушение семейных традиций и ценностей, складывавшихся веками в рамках европейской цивилизации.
Удар по здоровью
Для того чтобы экстракорпоральное оплодотворение имело больше шансов на успех, будущая мама проходит усиленную терапию гормональными препаратами. Вследствие того что требуется совершить несколько попыток, организм подвергается огромным нагрузкам.
Так как все этапы процедуры длятся месяцами, пациентке приходится часто отпрашиваться с работы и из-за этого становиться объектом пристального внимания коллег. Некоторые из них не одобряют экстракорпоральное оплодотворение и обсуждают этические проблемы метода. Это может стать причиной различных расстройств нервной системы.
Коммерциализация донорства и суррогатного материнства
Экстракорпоральное оплодотворение может быть произведено даже людям с патологиями репродуктивной системы. Для этого используют донорскую сперму или яйцеклетку. В связи с этим рассматриваются такие этические проблемы ЭКО, как продажа женских и мужских половых клеток и вынашивание плода за деньги.
Из-за соблюдения правил неразглашения данных донора возникает вероятность появления единокровных братьев и сестер, не подозревающих о своем родстве, а впоследствии — заключения брака между единокровными родственниками. Этические проблемы суррогатного материнства — коммерциализация вынашивания плода и разрыв глубинной психосоматической связи, установившейся между женщиной и ребенком.
Редукция эмбрионов
Экстракорпоральное оплодотворение — довольно сложная процедура. Шансы забеременеть составляют 25–30 %. Поэтому врачи стараются понизить любые риски для клиентки, то есть выбирают один наиболее здоровый зародыш, чтобы исключить многоплодную беременность. Вследствие этого рассматриваются такие этические проблемы, как уничтожение и заморозка лишних экземпляров. Кроме того, что осознание этого факта может принести душевные страдания, возникает вероятность возобновления генетических опытов и экспериментов, осужденных на Нюрнбергском процессе.
Экстракорпоральное оплодотворение в разных странах мира
В шести государствах мира существует государственная поддержка, при которой семейные пары получают полное финансирование ЭКО и ИКСИ. Это Израиль, Швеция, Бельгия, Франция, Греция и Словения. Например, в Израиле женщинам с диагнозом бесплодие предоставляется возможность бесплатно совершить полное обследование организма. Если специалисты определят, что экстракорпоральное оплодотворение — наилучший способ решения проблемы, то государство оплачивает семь попыток забеременеть. Существует и много стран с частичным финансированием или страховым возмещением половины суммы в случае неудачи.
Следует заметить, что в Европе запрещено выбирать пол младенцу. Исключения составляет лишь предрасположенность к некоторым неизлечимым заболеваниям или наличие четырех и более детей одного пола. А в США преимплантационная генетическая диагностика — обычная практика, не вызывающая удивления или осуждения.
Экстракорпоральное оплодотворение и религиозные течения
Православная церковь допускает экстракорпоральное оплодотворение при условии использования сперматозоидов мужа. Все этические аспекты в данном случае соответствуют христианским канонам и заповедям. Однако она строго осуждает практику донорства, а также неприродное созревание множества яйцеклеток за время одного менструального цикла.
Католическое направление христианства полностью отвергает экстракорпоральное оплодотворение, называя его противоестественным и аморальным. Католики осуждают разобщение единства зачатия, так как половой акт замещается медицинской процедурой. Особое внимание церковь уделяет редукции эмбрионов, так как считает их одушевленными существами.
Иудаизм в целом не запрещает этот путь борьбы с бесплодием, а этические проблемы касаются родства, так как настоящей матерью считается не биологическая, а та, что выносила малыша. В качестве донорства разрешено использовать только сперму не еврея, так как ребенок, родившийся у замужней женщины от другого еврея, называется мамзером. Впоследствии у него могут возникнуть всевозможные социальные проблемы и ограничения.
Буддизм школы Санги категорически запрещает экстракорпоральное оплодотворение, так как, по их мнению, оно противоречит природному зачатию. Школа Карма Кагью, напротив, относится к ней благоприятно, радуясь каждому новому материнству. Единственное условие — приложить все усилия для недопущения гибели оплодотворенных яйцеклеток.