Жизненные субстанции

Китайская медицина рассматривает деятельность организма и разума, как результат взаимодействия определенных жизненных субстанций. Эти субстанции проявляются различной степенью «субстанциональности», так что некоторые из них очень разрежены, а другие тотально не материальны. Все вместе они составляют древний китайский взгляд на душу тела (body-mind.)

В китайской философии и медицине, тело и разум не рассматривают, как механизм (однако комплекс), а как водоворот/вихревое движение Ци в различных проявлениях взаимодействия друг с другом, чтобы формировать организм. Тело и душа ничто, но формируют Ци. Основой всего является Ци: все остальные жизненные субстанции являются проявлением Ци различной степени материальности, начиная от истинно материальной, такой как Жидкости Тела, до полностью не материальной, каковой является Дух Шэнь.

Жизненными субстанциями являются:

Ци

Кровь

Эссенция (Тяньши Цзин)

Жидкости Тела

Разум (Шэнь).

КОНЦЕПЦИЯ ЦИ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Концепция Ци пронизывает всю китайскую философию через всю ее историю, от начала китайской цивилизации до настоящего времени. Характер Ци указывает, на нечто, что в одно и то же время и материальное и не материальное:

означает 'испарение', 'пар', 'газ' означает (сырой) 'рис'.

Это отчетливо указывает на то, что Ци может быть разреженным и нематериальным, как пар, газ, и может быть материальным, как рис и бады. Еще это указывает на то, что Ци это тонкая субстанция (испарение, газ), возникающий из грубого риса, как пар, который возникает, когда варят рис.

Очень трудно дать перевод слову Ци и уже были предложено множество вариантов перевода этого слова, но ни одно из не может передать сути Ци. Слово Ци переводили, как «жизненная энергия», «материальная сила», «материя», «эфир», «жизненная сила», «витальная сила», «движущая сила». Проблема перевода объясняется многогранностью сути Ци, которая проявляется по разному, в виде различных явлений в различных ситуациях.

Направление перевода еще зависит от выбранной точки зрения. Большинство физиков сходятся во мнении, что «Ци» можно перевести, как «энергия», потому что Ци выражает чередование материи и энергии, как это понимают в современной физике частиц. Сходство концепций Ци и энергии было ярко представлено в статье о Природе Ци, написанной профессором института Физики Высоких Энергий в Китае (1). Согласно Нидхаму (Needham) «Ци» еще совпадает с современной научной идеей «эфирных волн лекарственных средств» или «радиоактивного излучения» (2) Большинство синологов сходится во мнении о том, «Ци соответствует «материи», хотя не к материи в узком смысле, так как Ци может быть очень разреженной, иметь рассеянную не материальную форму. В Китайской философии есть еще один термин о непрерывном, твердом и в реально осязаемом состоянии - это «Цзи» ( ) . Цзи это материальная форма Ци, но Ци не всегда бывает Цзи, потому что оно может принимать тонкие, неразличимые формы. Поэтому очень трудно подобрать адекватный перевод слову Ци я счел его непереводимым, также как и термины Инь и Ян.

Ци является базисом для всех явлений в универсуме и обеспечивает непрерывность между грубыми, материальными формами и тонкими, разреженными не материальными энергиями. Поэтому это полностью совпадает с дилеммой, которая существует в западной философии со времен Платона до сегодняшних дней – это двойственность и противоположность между материализмом и идеализмом. Западные философы рассматривают материю, как независимую от человеческого восприятия категорию, или есть другая крайность – материя, как отражение идей. Нидхам очень хорошо выразил это: обе /доктрина макрокосма и микрокосма и органический натурализм/ были предметом того, что я называю… характеристикой Европейской шизофрении или расщепления личности. Европейцы могут только рассуждать терминами Демокритовского механистического материализма или Платоновского теологического спиритуализма…. (A deus always had to be found for a machina. Animas, entelechiae, souls, archaei, dance processionally through the history of European thinking.3)

Бесконечное множество явлений в универсуме является результатом продолжающегося процесса рассеивания и уплотнения Ци для формирования явлений различной степени материализации. Эта идея агрегации и дисперсии Ци обсуждалась многими китайскими философами во все времена.

Ци является сущностной основой множества проявлений жизни в универсуме, включая минералы, растений и животных (включая человечество). Ксан Куанг (313-328 г.д.н.э) говорил: « Вода и Огонь имеют ци, но не имеют жизни; лекарственные травы и деревья имеют жизнь, но не имеют знаний; птицы и животные имеют знания, но не обладают чувством того, что есть правильное» (4).

Ли Чжи Даосский философ, который жил приблизительно в 300 г нашей эры говорил: « Более чистое и легкое стремится вверх и образует небо, а более тяжелое и твердое стремится вниз и образует землю. (5) Таким образом Небо и Землю часто использовали в качестве символов состояний крайнего разрежения или «дисперсии» и крайней степени конденсации и агрегации.

В Даосской книге Хуай Нан Цзи (12. н.н.э.) сказано: «Дао зарождается из Пустоты порождает Универсум. Универсум продуцирует Ци … чистое и светлое перемещается вверх и становится Небом, а твердое и мутное формирует землю. (6)

Согласно взглядам древних философов, жизнь и смерть есть ничто, а является лишь только агрегацией и дисперсией Ци. Ван Чун (27-97) говорил: «Ци продуцирует человека, также как вода становится водой. Также как вода замерзает и превращается в лед, так Ци коагулируется, чтобы сформировать тело /человека/. Когда человек умирает, он или она превращается в дух опять, также как и лед тает и становится водой. (7). Еще он говорил: «когда происходит разделение, чистое (элемент) образует Небо, а мутное (элемент) формирует землю. (8)

Чжан Сай (1020 – 1077) развил дальше концепцию Ци. Он предположил, что Великий Пробел (Great Void ) не был просто Пустотой, а был Ци в состоянии непрерывности. Он развил далее идею конденсации и рассеивания Ци, что дает возможность возникновению мириадам явлений в универсуме. Он утверждал, что крайняя степень агрегации образует актуальную форму «Синь» - это материальная субстанция. Эта концепция имеет важное применение в тибетской медицине, о чем мы скажем кратко.

Цзан Цзай говорит: «Великий предел содержит Ци. Ци конденсируется, чтобы стать мириадой вещей. Ци неминуемо дезинтегрируют и возвращаются в Великий Предел (9). И еще «Если Ци конденсируется, его видимость становится эффективной, и появляются физические формы. (10).

Цзан Цзай очень отчетливо показал очень важный феномен неразрушимости материи – энергии: « Ци в /состоянии/ является субстанцией и потому она конденсируется» 11). Человеческая жизнь это ничто, а всего лишь конденсация Ци, а смерть это дисперсия Ци. Он говорил: «Каждое рождение это конденсация, и каждая смерть это дисперсия… Рождение не является прибылью, а смерть не является потерей… когда идет конденсация Ци становится живучей, когда она рассеивается, она становится субстратом перемен (12).

Чжу Си (1131-1200) также рассматривал жизнь, как конденсацию Ци. Он говорил: «Ци конденсируясь, может формировать сущее» (13).

Ван Фу Чжи (1619-1692) реформировал концепцию непрерывности материи и энергии и конденсации бесформенной Ци в физические формы. Он говорил: «Жизнь не есть создание из ничего, и смерть это не полная дисперсия Ци, ее первичная Ци не может быть уменьшена и к ней нельзя что-либо добавить» (15)

Другие выдержки из его работ еще больше разъясняют природу Ци: «все что не заполнено и пустое наполнено и Ци, которая находится в состоянии конденсации и потому видима и называется сущностью, но в состоянии дисперсии она не может быть далее видимой и ее называют несуществующей. (16). И еще: «Когда дисперсия Ци формирует Великий предел и только восстанавливает оригинальную/первичную туманность, но не погибает; когда конденсируется, то она порождает все сущее»

В заключение, мы можем сказать, что Ци это продолжающаяся форма материи, которая приняла физическую форму (Синь), когда она конденсируется. Синь - это ограниченная в пространстве/ форма материи, которая превращается в «ци», когда рассеивается.

КОНЦЕПЦИЯ ЦИ В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Прайс-лист
«Высшее искусство лечения – не допустить болезни»
( «Хуанди нэй цзин» — «Книга Желтого императора»)

Препараты по заболеваниям

Для повышения иммунитета
Сердечно-сосудистая система
Нервная система
Эндокринная система
Для лечения диабета
Опорно-двигательная система
Мочеполовая система
Заболевания кожи
Онкологические заболевания
Желудочно-кишечный тракт
Для печени и желчного пузыря
Зрительная система
Противовосп. и жаропонижающие
Для дыхательной системы
Детоксикация организма
Препараты для омоложения
Для полости рта, волос и ногтей
Средства для снижения веса
Средства при женских болезнях
Средства при мужских болезнях
Антипаразитарные средства
Препараты для спортсменов
(495) 502-56-24
(962) 934-44-50
Приглашаем к сотрудничеству регионы!
Даньгуйвань
Золотой ларец
Люцзюнь
Расширяет сосуды, эффективно при ангиоспазмах, усиливает коронарное ...подробнее
Оказывает противовоспалитель-
ное, анальгетическое, противо-
отечное действие ...подробнее
Улучшает функцию пищеваритель-
ной системы, укрепляет иммуни-
тет, регулирует ...подробнее

Добро пожаловать на сайт компании «Ли-Кан»

Наша компания c 2001 года является представителем Ланьчжоуской фармацевтической акционерной компании «Фоцы» на территории России с эксклюзивным правом по реализации ее продукции, представителем тибетской фабрики «Цичжэн» и многих других известных фармацевтических фабрик из Китая. Также «Ли-Кан» сотрудничает с отечественными производителями натуральных лечебных препаратов и биодобавок, основанных на травах и растениях.