РАЗУМ (ШЕНЬ)Разум (Шень) это одна из жизненных субстанций. Как вы уже видели ранее, Жизненные субстанции принимают форму в различных степенях агрегации Ци; Разум это наиболее тонкий не материальный тип. Слово Шень часто переводится как Дух в западных книгах по акупунктуре, но я предпочитаю переводить его как Разум, потому что я верю- то, что мы понимаем под словом Дух, является комплексом пяти ментально-эмоциональных аспектов человека: Эфирный Дух (Хунь) принадлежащий Печени, Телесный Дух (По), принадлежащий Легким, Интеллект (И), принадлежащий Селезенке, Сила воли (Чжи) принадлежащая Почкам и, собственно Разум (Шэнь). Что же собой представляет собой Разум с позиции китайской медицины? Как уже было объяснено ранее, Разум, как и остальные жизненные субстанции, являются формой Ци, но наиболее тонкого и не материального типа. Наиболее важной характерной чертой тибетской медицины является тесная интеграция тела и Разума, высшим проявлением которого является интеграция Эссенции (Цзин), Ци и Разума, называемых «Тремя Драгоценностями». Эссенция это источник и биологический базис Разума. В «Оси Духа» сказано: «Жизнь приходит через Эссенцию; когда две Эссенции (матери и отца) соединяются, они формируют Разум (64). Цзан Цзи Бин говорил: «Две Эссенции одна Инь другая Ян соединяются… чтобы сформировать жизнь; Эссенция Матери и Отца соединяются, чтобы сформировать жизнь» Таким образом, Разум вновь зародившейся жизни приходит от Прежде Небесной Ци матери и отца. После рождения Пренатальная Эссенция хранится в Почках и это обеспечивает биологическую базис/основу для Разума. Жизнь и Разум новорожденного ребенка еще зависят от питания со стороны собственной Постнатальной Эссенции. В «Оси Духа» сказано: « Когда Желудок и Селезенка координированы, пять Инь органов умиротворены, Кровь гармонизирована и Разум стабилен. Разум возникает /имеет источник/ из очищенной эссенции пищи и воды» (66). Таким образом, выращивает свою базис/основу из Пренатальной Эссенции, хранимой в Почках и Постнатальной Эссенции, продуцируемой Желудком и Селезенкой. Таким образом Три Драгоценности это: РАЗУМ = СЕРДЦЕ ЦИ = ЖЕЛУДОК - СЕЛЕЗЕНКА ЭССЕНЦИЯ = ПОЧКИ. Эти три Драгоценности представляют собой три разных различных состояния конденсации Ци: Эссенция тяньши самая плотная из них, Ци более разреженная и Разум самая тонкая и не материальная. Активность Разума зависит от Эссенции и Ци, как ее фундаментальной базы. Поэтому про Эссенцию говорят, что «она является фундаментальной основой тела и корнем Разума». Поэтому, если Эссенция и Ци сильны и в расцвете, Разум будет счастлив, сбалансирован и внимателен. Если Эссенция и Ци истощены, Разум будет страдать, станет несчастлив, будет подавлен, встревожен или помутнен. Цзан Цзи Бин говорил: «Если Эссенция будет сильна, Ци в расцвете; Если Ци в расцвете Разум будет полным. (67). Однако и состояние Разума также влияет на Ци и Эссенцию. Если Разум будет поражен эмоциональным стрессом, станет несчастным, подавленным, встревоженным или не стабильным, это определенно повредит Ци или Эссенции или и тому и другому вместе. В большинстве случаев это повредит Ци, потому что все случаи эмоционального стресса нарушают функции Ци. Эмоциональный стресс приведет к ослаблению Эссенции, когда это комбинируется с перегрузками или чрезмерной сексуальной активностью, или же когда Огонь возникший как результат длительного эмоционального напряжения повреждает Инь и Эссенцию. Из всех органов Разум наиболее тесно связан с Сердцем, о котором говорят, что оно является «резиденцией Разума». В «Простых вопросов» сказано: « Сердце это Монарх и он управляет Разумом» (68). В «Оси Духа» сказано: «Сердце является Монархом пяти Инь органов и шести Ян органов и оно является резиденцией Разума». Разум, укрывающийся в Сердце, отвечает за множество различных ментальных активностей, в том числе и препаратов бад. Конечно же, многие типы ментальной активности обеспечиваются еще и другими органами и часто бывает перекрещивание функций различных органов. К примеру, наиболее ответственным за память является Разум, но в этом же существенную роль играют Селезенка и Почки. Давайте коротко, но детально рассмотрим ментальные функции: Сознание указывает на мышление и восприятие в целом как на состояние сознания. Это наиболее важная характеристика Разума. Разум укрывается/располагается в Сердце и позволяет нам осознавать себя человеком, что придает нам ощущение собственной индивидуальности. В психологическом смысле мы можем сравнивать Разум Шень с сознанием эго. Разум отвечает за распознание мыслей, восприятий и ощущений. Когда Разум чистый, мы в сознании; если Разум затемнен или внезапно истощен, мы теряем сознание. Мышление (Thinking) зависит от Разума. Если Разум будет сильным, мышление будет ясным. Если Разум будет слаб или поврежден, мышление будет медленным и спутанным. Китайские слова мыслить (И), думать (Сиянг) и задумываться (си) содержит в себе радикал сердце. Память включает в себя два смысла. С одной стороны это способность запомнить сведения в процессе учебы или работы, с другой, это способность вспомнить прошедшие события. И то и другое зависит от Разума и потому от Сердца, а также от Селезенки и Почек. Интуиция /проницательность указывает на нашу способность самосознания и самоосмысления. Мы подвергаемся множеству различных эмоциональных стимулов, ощущений, чувств и все они воспринимаются и распознаются Разумом. Интуиция/ проницательность теряется, когда Разум блокируется Флегмой, что ведет к серьезным психическим болезням таким как психоз. Познавательная способность (Cognition ) указывает на активность Разума в реакциях восприятия и приема в ответ на стимулы. Сон зависит от состояния Разума. Если Разум спокоен и сбалансирован. У человека хороший сон. Если Разум беспокойный, человек спит плохо. Интеллект (Intelligence) зависит от Сердца и Разума. Сильные Сердце и Разум делают человека умным и ярким. Слабое Сердце и Разум приводят к тому, что человек становится медлительным и глупым. Следует помнить, что в формировании Интеллекта существенную роль играет Эссенция, а потому и наследственность. Мудрость зарождается сильным Сердцем и здоровым Разумом. Так как Разум отвечает за знания и восприятие, они дают нам способность рассмотреть эти знания критически и широко. Идеи (Ideas) еще одна функция Разума. Разум и Сердце ответственны за наши идеи, наши проекты и мечты и дают нам жизненные намерения. Но в этой области очень важную роль играет Эфирный Дух. Аффекты/Эмоции (Affections) зависит от Разума, потому что только Разум ( а потому и Сердце) может «чувствовать» их. Я использую термин «аффекты» для обозначения нормальных эмоций, которые переживают все люди. «Термин эмоции я использую для эмоциональных ощущений более интенсивных и продолжительных и потому вызываемых болезненные состояния. Конечно же, аффекты и эмоции определенно воздействуют на все внутренние органы, но только Разум может распознавать и чувствовать их. К примеру, гнев поражает Печень, но Печень не может чувствовать гнев, потому что Печень не укрывает Разум. Только Сердце может чувствовать его, потому что является домом для Разума, который отвечает за то, чтобы прочувствовать его. Вот поэтому все эмоции в конечном итоге поражают Сердце (в дополнение к остальным органам, специфически реагирующим на определенную эмоцию) и это причина того, почему Сердце является «императором» для всех остальных органов. Чувства/ощущения (Feelings) зависят от Разума, потому что он способен распознать стимулы, генерируемые восприятием, прикосновением, вкусом, давлением и температурой. Чувства и ощущения органов также зависят от Разума. Каждое чувство связано с определенным органом: обоняние с Легкими, вкус с Селезенкой и Сердцем, слух с Почками и зрение с Печенью. Но все они еще зависят от Сердца, потому что только Сердце оценивает и связанный с ним Разум в конечном итоге воспринимает чувственное восприятие. Слух и зрение наглядно зависят от Печени, особенно от Крови Печени и от Эфирного Духа. И хотя глаза зависят от питания от Крови Печени, эта Кровь достигает глаз по сосудам, которые находятся под контролем Сердца. В «Простых вопросов» сказано: «Кровеносные сосуды влияют на глаза» (70). Там же в «Простых вопросах» говорится, что чрезмерная нагрузка на глаза вредит кровеносным сосудам. « чрезмерная нагрузка на глаза повреждает Кровь ( то есть Сердце) « (71). В «теориях Врачей восточной Медицины Жень Инь Цю говорится: «Сердце управляет Разумом … зрение это проявление активности Разума» (72). Ван Кен Тан в «Стандартах Диагностики и Лечения» (1602) говорится: «глаза это отверстие Печени… но это функция Сердца» (73). Если сердце влияет на глаза, то чрезмерные нагрузки на глаза могут повредить Сердцу и потому Разуму: этим можно объяснить повреждающий эффект телевизора на зрение и ментальные способности у детей. Слух зависит от Почек, но и Сердце влияет на слух, потому поставляет к ушам Ци и Кровь. В «Простых вопросов» сказано: « Цвет Южного направления красный и связан с Сердцем, которое открывается в уши» (74). Некоторые типы звона в ушах связаны с Ци Сердца, которая становится недостаточной и не достигает ушей. Ощущение запахов (обоняние) зависит от Сердца и Разума, также как и от Легких. В «Простых вопросах» сказано: « Пять запахов проникают в нос и сохраняются Сердцем и Легкими; если Легкие и Сердце больны, то нос не может выслушивать запахи». (75). «Классики Трудностей» сказано : « Легкие соответствуют Западу и Металлу, Металл генерирует Си ( 6-я земная ветвь), Си генерирует Юг и Огонь, Огонь контролирует Сердце, Сердце управляет выслушиванием запахов, поэтому нос может различать запахи « Ощущение вкуса естественно зависит от Сердца и Разума, так как язык является ответвлением Сердца. Осязание также зависит от Сердца и Разума, так как они и отвечают за способность к обучению и организацию внешних стимулов и ощущений. В итоге, все чувства: зрение, слух, ощущение запахов, вкуса и осязание зависят от Разума так же, как принято считать в западной медицине то, что они зависят от головного мозга. Поэтому если Сердце сильное, а Разум здоров человек может ясно мыслить, память будет хорошей, сознание и интуиция будут острыми, способность к обучению будет высокой, сон спокойным, интеллект ярким, действия будут мудрыми, а идеи будут приходить легко. Если же Сердце будет поражено и Разум будет слабым или поврежденным, человек не сможет мыслить ясно, память будет плохой, сознание затуманенным, интуиция бедной, сон беспокойным, интеллект обедненным, действия не благоразумными, а идеи путанными. В западной медицине большинство функций Разума связывают с головным мозгом. В процессе развития китайской медицины появились врачи, которые связывали ментальную активность с головным мозгом в большей степени, чем с Сердцем. Среди них был Сун Сы Мяо, живший в династию Юань, Ли Ши Чжэн в династию Мин и особенно Ван Цин Жень в династию Цин. Разум тесно связан с нашей эмоциональной жизнью, потому что только он «может чувствовать» аффекты и ощущения. Отсюда следует, что все эмоции помимо соответствующих органов, еще поражают Сердце и Разум, потому что последние «чувствуют» их. Сами по себе они отвечают за сознание, аффекты/эмоции и могут распознавать и чувствовать эффект эмоций. Фэй Бо Сюн (1800 -1879) очень четко выразил это: « Семь эмоций поражают 5 Инь органов выборочно, но все они поражают Сердце. Радость поражает Сердце… Гнев поражает Печень, но Печень не может распознавать гнев, Сердце может, поэтому гнев поражает и Сердце и Печень; Тревога поражает Легкие, Легкие не могут распознать тревогу, а Сердце может. Поэтому тревога поражает и Легкие и Сердце; Задумчивость поражает Селезенку, но Селезенка не может распознать задумчивость, а Сердце может, поэтому задумчивость поражает и Селезенку и Сердце. Ю Чан в «Принципах Медицинской Практики» (1658) говорил: « Тревога возбуждает Сердце и отражается на Легких; задумчивость возбуждает Сердце и отражается на Селезенке; гнев возбуждает Сердце, но отражается на Печени; страх возбуждает Сердце и отражается на Почках» Таким образом, все пять эмоций (включая радость) поражают Сердце» (78).
Китайская письменность ясно отражает идею того, что все эмоции поражают Сердце. Наименование каждой из семи эмоций содержит в себе радикал «Сердце».
То, что все эмоции поражают Сердце, объясняет почему Огонь Сердца отражается красным кончиком языка и почему этот же признак языка присутствует при эмоциональных проблемах связанных с другими органами.
|
Препараты по заболеваниям