Течение Ци наружу-внутрь![]() Гладкое течение Ци в «Ци Механизме» обеспечивается не только должным восхождением и опусканием Ци в различных органах и структурах. Ци еще проникает и выходит из этих структур: - Каналов • Пространства между кожей и мышцами • Полостей Трех обогревателей • суставов • Жировой ткани тяньши (Гао - Gao) • Мембран (Хуан - Huang) • Костей • Разума - Духа (Шень - Shen), Поэтому движении Ци наружу - внутрь обеспечивает горизонтальное течение Ци, а поднимание – опускание вертикальное перемещение Ци. Каналы Движение Ци наружу – внутрь является важным аспектом движения вдоль трех Ян энергетических уровней Тай Ян, Шао Ян и Ян Мин и вдоль трех Инь энергетических уровней – Тай Инь, Шао Инь и Чжуе Инь. Среди Ян каналов про канал Тай Ян (Великий Ян) говорят, что он «открывается в Наружное», про Ян Мин ( Светлый Ян), что он «открывается во Внутреннее», а Шаоян (Малый Ян) является «осью/шарниром» и расположен между ними. Среди Инь каналов про Тай Инь (.Великий Инь) говорят, что он «открывается в Наружное», Шао Инь (Малый Инь) открывается во Внутреннее, а Чжуеинь (Конечный Инь) является «шарниром/осью между ними. Другими словами распределение по глубине выглядит следующим образом: Когда говорят о физиологии и патологии каналов главным является опускание – поднимание Ци (вертикальное движение), но мы не должны упускать и движение Ци наружу - внутрь («горизонтальное» движение). Я имею в виду движение вдоль трех энергетических уровней перечисленных выше, среди Ян и Инь каналов, что достигается, когда пациент принимает бады. Комбинацию вертикального и горизонтального течения Ци можно найти в любой части тела. По наружной поверхности каналы Тонкого, Толстого кишечника и Тройного обогревателя текут от кончиков пальцев к лицу: это вертикальное движение Ци. Однако в области плечевых суставов есть область горизонтального течения в этих же каналах: это уже является «горизонтальным» движением Ци наружу – внутрь. То же само можно сказать и об Инь каналах в области плечевого сустава. Движение Ци наружу – внутрь еще контролируется Телесным Духом (По), который инициирует движение Эссенции наружу и внутрь. Другими словами Эссенция и Телесный Дух тесно скоординированы и поэтому про Телесный Дух пишут, что он «вход и выход Эссенции», поэтому Телесный Дух несет ответственность за всю физиологическую активность. Телесный Дух (По) это «Эссенция входящая и выходящая». Он заставляет Эссенцию играть роль (активизирует - It brings the Essence into play) и регулирует все физиологические процессы. Пространство между кожей и мышцами. Пространство между кожей и мышцами является частью полостей Тройного Обогревателя, но будет полезно рассматривать их отдельно с точки зрения клинической практики применения лекарственных средств. Это пространство, заключенное между кожей и мышцами называют Коу Ли. Я перевел этот термин, как «пространство и текстура» ('Spaces and Texture'). «Пространство между кожей и мышцами» нельзя рассматривать с позиции западной анатомической науки, и следует его рассматривать как энергетический уровень, относящийся к поверхности тела, и который еще называют «порцией/областью Защитной Ци Легких». Это пространство, в котором циркулирует Защитная Ци (чтобы согревать и защищать организм), место, где распределен пот и куда сначала внедряются внешние патогенные факторы. Ци проникает вовнутрь и выходит наружу из пространства между кожей и мышцами, таким образом, осуществляется собственно регуляция Защитной Ци и поддерживается баланс открытия и закрытия пор кожи. Когда проникновение вовнутрь и выход наружу сбалансированы, Защитная ци циркулирует хорошо, поры отрегулированы, потливость нормальная, и наружные патогенные факторы не проникают в это пространство (за исключением случаев, когда эти факторы очень сильны). Полости Трех обогревателей В природе Тройного Обогревателя при использовании лекарственных препаратов существует множество граней; одна из них это то, что Тройной Обогреватель представляет собой систему полостей и «пространств», объем которых варьирует от очень больших до очень маленьких. Все эти полости называют Коу ( как Коу Ли, «пространство и текстура»). В особой мере, Тройной Обогреватель представлен тремя большими полостями: грудной (Верхний обогреватель), брюшной полостью (Средний) и полостью малого таза (Нижний). Пространство между кожей и мышцами является еще одним примером полости Тройного Обогревателя. Вместе с Ци Печени Тройной обогреватель контролирует гладкое и достаточное течение Ци во всех Трех Обогревателях. В Верхнем обогревателе Ци в основном поднимается и проникает внутрь и находится под контролем Легких; В Среднем Обогревателе Ци поднимается и опускается, течет наружу и внутрь и контролируется Желудком и Селезенкой; В Нижнем обогревателе Ци в основном опускается и течет наружу и контролируется Почками, Мочевым пузырем и Кишечником. Тройной Обогреватель помогает всем остальным внутренним органам выполнять функции и в особенности обеспечивает все перемещения (пассажи). Когда все полости открыты, Ци проникает вовнутрь и выходит наружу сбалансированным образом. Ци Тройного Обогревателя имеет склонность к стагнации. Стагнация блокирует проникновение и выход Ци в различных полостях тела, что приводит к чувству распирания/ полноты и болям. Суставы Капсулы суставов это тоже полости, в которые проникает и из которых выходит наружу Ци. Движение внутри и снаружи суставов контролируется в первую очередь Печенью и Тройным Обогревателем в целом; но помимо них на течение Ци в суставе влияют каналы, проходящие через сустав.. Если течения вовнутрь и из сустава сбалансированы, сустав свободен от боли и движения в нем не ограничены. Если Ци выходит чрезмерно, сустав будет ригидным и болезненным и выпрямление сустава будет затруднено. Если же чрезмерным будет проникновение в сустав, то сустав будет слабым и болезненным и будет затрудненно приведение (аддукция). Жировая ткань (Гао - Gao) Жировую ткань на китайском называют Гао. Этот термин в широком смысле соответствует принятой в западной медицине адипозной ткани, но имеются некоторые отличия между этими понятиями. С позиции западной медицины адипозная ткань распределяется по всему телу, в то время как жировая ткань – Гао относится к адипозной ткани лишь в области живота (у мужчин и женщин) и к молочным железам у женщин; кроме того, в нее включены перитонеальные мембраны, инкапсулирующие внутренние органы (эти мембраны являются уже не адипозной, а соединительной тканью). Проникновение во внутрь и выход из Жировой ткани Ци обеспечивается в основном Селезенкой. Сбалансированность этих течений в жировой ткани проявляется нормальным видом жировой ткани. Чрезмерное проникновение Ци в жировую ткань ведет к аккумуляции жира и ожирению, в то время как чрезмерный выход Ци из нее ведет к потере веса. Мембраны (Хуан - Huang) 'Хуан' дословно означает «мембраны» и этот термин относится ко всем мембранам покрывающих все тело; это поверхностный слой лежащий непосредственно под кожей и сюда же относятся мембраны занимающие более глубокие слои. Мембраны выполняют функцию обертывания и удержания органов, мышц, костей и соединения органов между собой. В широком смысле Мембраны совпадают с соединительной тканью в западной медицине, но не вся соединительная ткань является Мембранами. В частности, сухожилия, хотя и являются соединительной тканью, но в китайской медицине не относятся к Мембранам а являются Сухожилиями (то есть находятся под контролем Печени). Мембраны находят только в брюшной полости и в широком смысле они соответствуют фасциям (поверхностным и глубоким), брюшине, брыжейке и сальнику. Строма (соединительно-тканный каркас органов) также является примером Мембран. Сбалансированное проникновение и выведение Ци из Мембран обеспечивает гладкое течение Ци в брюшной полости. Если имеется чрезмерное выведение Ци, стагнация Ци в Мембранах, то это приведет к переполнению живота и болям; если будет чрезмерное проникновение Ци в Мембраны, недостаток Ци или опускание ци, то это приведет к ослаблению Мембран. Кости Понятие 'Кости' в тибетской медицине не ограничивается исключительно анатомическими структурами, которые в западной медицине имеют такое же название, хотя и включают их. Помимо сугубо анатомических структур, в это же понятие входит еще и энергетический уровень структур организма. Тело разделяют на структуры с различным энергетическим уровнем; перечислим их в порядке углубления: кожа, мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды и кости. Все эти уровни контролируются Легкими, Селезенкой, Печенью, Сердцем и Почками. Таким образом «Кости» это еще и самый глубокий энергетический уровень тела, на который влияют Почки. К примеру, ночные поты еще называют «истеканием из костей», так как древние полагали, что ночные поты идут из глубины, от костей, и напротив, дневные поты истекают из пространства между кожей и мышцами. Ци входит в кости и выходит из них, течет к глубине и выходит из глубокого энергетического уровня. Если выведение Ци чрезмерное, то будут ночные поты; если же чрезмерным будет проникновение в кости, то будет стаз Крови. Разум - Дух (Шень - Shen)
Разум (Шень) также является одной из жизненных субстанций, хотя является очень разреженным и не субстанциональным. Как я уже объяснял в предыдущем разделе, я перевел, как Разум, Шень Сердца, а как «Дух» весь комплекс включающий Эфирный Дух (Шень), Телесный Дух (по), Интеллект (И), Силу воли (Чжи) и собственно Разум (Шень).
Проникновение и выход в и из Разума следует рассматривать в контексте координации Разума Сердца с Эфирным Духом Печени. Кратко отметим, что Эфирный Дух является хранилищем и носителем/поставщиком идей, фантазий, перспектив, стремлений, идеалов, вдохновения; он обеспечивает Разум другими психическими измерениями, без которых он был бы стерильным. С другой стороны, Разум обязан контролировать и интегрировать все психическое содержимое вносимое Эфирным духом. Термин «приходит и уходит к Разуму» означает, что Эфирный Дух ведет поиск, фантазирует, исследует, строит планы, вдохновляет. То, что означает на психическом уровне, как «приходит и уходит» есть проникновение и выход Ци в Разум и из Разума. Патология во взаимоотношениях между Эфирным Духом и Разумом имеет отношение к нарушению проникновения в и выведения Ци из Разума.
Эфирный Дух (Хунь) 'приходит и уходит к Разуму (Шень)' и несет ответственность за идеи, цели, проекты, идеалы, планы, вдохновение и стремления.
|
Препараты по заболеваниям