Виды
В медицине существуют классификации данного заболевания.
Среди основных видов патологии:
- комбинированный тип – невнимательность и гиперактивность-импульсивность;
- доминирующий невнимательный;
- доминирующий гиперактивно-импульсивный.
Также различают:
- синдром гиперактивности и дефицита внимания (бывает чаще всего).
- без дефицита внимания (встречается более редко).
Кроме того, выделяют простую и усложненную форму гиперактивности.
Причины
Причины могут быть биологическими, генетическими, психосоциальными. В основе первой группы заложено предположение, что к гиперактивности способна привести неправильная работа нейронов. Эти нарушения связаны с его органическим поражением в период внутриутробного развития, при родах, в первые месяцы жизни. Во время перинатального развития процесс формирования головного мозга плода может замедлиться из-за сильно выраженных токсикозов (особенно на поздних сроках беременности), инфекционных и хронических воспалительных заболеваний беременной женщины, ушибов живота, курения и употребления спиртных напитков, угрозы выкидыша и стрессов. Генетическая группа факторов предполагает унаследование синдрома от старших поколений.
В основе третьей группы находятся факторы, которые связаны с неправильным психо-эмоциональным состоянием и некоторыми особенностями в социальной сфере.
Симптомы
Несмотря на то, что активный малыш находится в постоянном движении, ему присущи некоторые нарушения координации: неуклюжесть, неловкость в движениях, частые падения, очень часто роняет и ломает игрушки и предметы. Такие дети характеризуются рассеянностью, негативизмом, неусидчивостью, невнимательностью, частыми сменами настроения, упрямством, вспыльчивостью и агрессивностью.
Диагностика
Первым этапом исследования является сбор субъективной информации, врач дает оценку поведению, выявляет наличие сложностей с учебой.
Используются следующие методы диагностики:
- подробно опрашивают родителей о том, каким есть поведение на данный момент, и о том, какими были особенности течения беременности и родов;
- выясняют наследственную предрасположенность к гиперактивности и присутствие подобного диагноза у кого-то из родственников, особенно близких;
- используют различные методики психологического характера, которые позволяют определить распределение, устойчивость ребенка, продуктивность и переключение внимания, объем кратковременной зрительной и слуховой памяти, определяют образно-логическое и наглядно-действенное мышление;
- осуществляют наблюдение за малышом.
На втором этапе (объективном) проводятся специальные психологические тесты, направленные на то, чтобы выявить параметры внимательности. Третий этап заключается в диагностическом аппаратном исследовании, которое проводится путем электроэнцефалографии и использования результатов магнитно-резонансной томографии. Целями данных исследований являются фиксация электрических потенциалов человеческого мозга, выявление наличия разных трансформаций (ЭЭГ) и объективная оценка состояния головного мозга (ЭЭГ и МРТ).
Лечение
Терапия базируется на комплексном подходе, а успех зависит от усилий разных специалистов, в списке которых обязательно должны присутствовать психолог и невропатолог. При этом используются психокорекция и медикаменты. Важны определенные усилия родителей, которым рекомендуется хвалить ребенка. Наказывать малыша нельзя, необходимо делать анализ каждого его неправильного поступка и предельно мягко критиковать. Среди традиционных способов лечения выделяют использование ноотропных средств (пантогам и кортексин). Кроме того, применяется транскранильная микрополяризация, а также детская мануальная терапия.
Профилактика
Предупредить развитие синдрома у детей можно здоровым образом жизни будущей матери (отказом от употребления наркотических средств, алкоголя, курения в период подготовки к зачатию и во время беременности), своевременным выявлении патологии неврологического характера у ребенка и ее терапией, а также выявлением и лечением заболеваний инфекционного характера.