Виды
Существуют следующие уровни данного расстройства:
- Первичный – характерно первичное нарушение в фонематическом восприятии. Снижен уровень освоения звукового анализа, а также уровень его действий.
- Вторичный – характерно появление вторичного нарушения в фонематическом восприятии. Встречаются речевых дефекты (кинестезии), возникающие вследствие анатомических аномалий развития речевых органов.
Также данное заболевание бывает:
- врожденным – возникает вследствие нарушения внутриутробного развитие плода;
- приобретенные – формируются на протяжении жизни.
Причины
Специалисты выделяют большое количество факторов и причин, которые могут спровоцировать развития данного речевого нарушения.
Возникновения врожденного нарушения речевого аппарата вызывают следующие причины:
- аномалии развития плода;
- тяжелый токсикоз матери при беременности;
- эндокринные и вирусные болезни матери в течении вынашивания ребенка;
- различные травмы;
- интоксикация;
- несовместимость крови ребенка и матери по резус-фактору;
- асфиксия плода и, как следствие, внутричерепные кровоизлияния;
- родовая травма.
Наиболее сильные дефекты в речевом аппарате возникают при влиянии данных причин в критический период беременности (от одного до четырех месяцев).
Причины развития приобретенных расстройств:
- различные болезни ребенка в течении первого года жизни (особенно вирусные);
- наследственность;
- травмы головного мозга;
- неблагоприятное влияние внешней среды;
- эмоциональные стрессы в период, когда происходит созревание речевой системы детей;
- длительные или острые психотравмирующие ситуации.
Симптомы
Для фонетико-фонематического недоразвития характерны следующие симптомы:
- расщелины губ (ее раздвоение) и неба;
- высокое “готическое” небо;
- различные дефекты прикуса;
- различные пороки развития;
- задержка в созревании нервной системы;
- затрудненно дифференцированное произношение определенных звуков;
- неспособность выделить определенные звуки на фоне слова или определить их последовательность и количество;
- нечеткость артикуляции;
- грамматическое построение речи и лексический запас в пределах нормы;
- неустойчивость произвольного внимания;
- сужение объема памяти;
- трудности переключения;
- трудности в понимании различных абстрактных понятий.
Диагностика
Большое значение имеет ранняя диагностика, поскольку педагогическая и медицинская коррекция будут иметь более положительный эффект. За консультацией можно обратиться к педиатру или психологу. При значительных нарушениях речи нужно записаться на прием к логопеду. Также нужно пройти отоларинголога.
Диагностика фонетико-фонематического недоразвития заключается в следующем:
- составлении анамнеза;
- исследуется подвижность и состояние артикуляционного аппарата;
- дается оценка состояние дыхательной и голосовой функции.
Лечение
Коррекция данного нарушения заключается в занятия с логопедом и психологом.
Профилактика
Профилактические меры этого нарушении заключается в соблюдении следующих рекомендаций:
- профилактический осмотр у специалистов;
- занятия с ребенком с целью формирования у него правильного произношения;
- гармоничное развитии детей.