Виды
Картавость имеет несколько форм, а именно:
- мономорфная (или простая) — это нарушение произношения одного звука или нескольких звуков из одной группы (например, «С-З-Ц» или «Ш-Ж-Ч»);
- полиморфная (сложная) — это нарушение произношения нескольких звуков из различных групп (например, «С-Р-К-Ш»);
- физиологическая (возрастная) — это нарушение произношения различных звуков у детей до пяти лет вследствие плохого развития органов артикуляции;
- функциональная — патология произношения звуков при отсутствии аномалий в развитии артикуляционного аппарата и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате;
- органическая (механическая) — это нарушения звукопроизношения вследствие наследственного фактора, врожденных или приобретенных анатомических дефектов периферического артикуляционного аппарата.
Причины
К появлению функциональной картавости могут привести следующие причины:
- физическая и неврологическая ослабленность вследствие продолжительных хронических заболеваний организма (расстройства пищеварения, частых простудных заболеваний);
- педагогическая запущенность (родители не поправляют речевые дефекты своих детей и не показывают, как правильно произносить те или иные звуки);
- двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках вследствие чего малыш непроизвольно вставляет один язык в другой);
- подражание неправильной речи человеку из окружения;
- выбор неправильной артикуляции;
- недоразвитие фонематического слуха.
К появлению органической картавости могут привести следующие причины:
- особенности строения языка, десен, зубов;
- наследственные (например, редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть);
- приобретенные нарушения в развитии во время внутриутробного развития;
- приобретенные нарушения в течение жизни.
Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) появляется из-за расстройства функций слухового аппарата.
Симптомы
Картавость можно определить по ряду симптомов:
- патология выговаривания свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы);
- патология выговаривания сонорных звуков [р], [р`], [л], [л`];
- патология выговаривания сонорных звуков [л], [л`] — ламбдаизм и параламбдацизм;
- патология выговаривания сонорного звука [р], [р`] — ротацизм и параротацизм;
- патология выговаривания заднеязычных звуков [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] — гаммацизм, каппацизм, хитизм;
- патология выговаривания [й] - йотацизм;
- патология звонкости — это замена звонких звуков согласных глухими или их смешение;
- патология мягкости — замена мягких звуков согласных твердыми или их смешение.
Диагностика
Диагностировать речь врач-логопед начинает с устного опроса пациента. Врач-логопед спрашивает об особенностях раннего психомоторного и речевого развития, устанавливает состояние биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. По завершению устного опроса врач-логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата пациента. Это делается посредством визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
Диагностика устной речи (логопедическое обследование) при картавости включает:
- определение состояния звукопроизношения;
- выявление дефектно-произносимых звуков с употреблением надлежащего дидактического материала.
По результатам логопедического обследования врач-логопед получает данные об характере расстройства (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в разных позициях.
После логопедического обследования проводится проверка состояние фонематического слуха.
Лечение
Если у малыша выявлена механическая картавость, ему нужно записаться на консультацию к таким врачам, как: стоматолог, хирург, ортодонт. Если ребенку поставлен диагноз функциональная картавость, нужно записаться на консультацию к детскому неврологу. Чтобы исключить вероятность развития у малыша тугоухости, ребенка консультирует детский отоларинголог, а также малыша направляют на исследование функции слухового анализатора.
Основные методики по лечению у ребенка картавости следующие:
- массаж языка;
- логопедический массаж;
- исполнение механической вибрации передней части языка;
- регулярное выполнение упражнений на автоматизацию звука «р» и укрепления мышц языка (например, упражнение «барабан», «воздушный бой», «индюк», «лошадка», «сладкоежка», «чистка зубов»);
- выполнение специальной артикуляционной гимнастики;
- соблюдение тактильного контроля.
Упражнения, которые входят в артикуляционную гимнастику, подбирает врач-логопед.
Профилактика картавости
Профилактические меры по предупреждению развития картавости сводятся к тому, чтобы вовремя диагностировать анатомические патологии в строении речевого аппарата. Обязательно следует показывать малышу правильное произношение звуков, а также не забывать о его физическом воспитании.