Виды
Специалисты выделяют следующие виды этого заболевания у детей:
- Заикание, развивающееся на фоне дефекта нервной системы. Сочетается с повышенной судорожной готовностью, изменениями рефлексов и повышенным внутричерепным давлением.
- Невротические или заикания, развивающееся при первоначально здоровой нервной системе. Развивается вследствие неврозов.
По механизму возникновения:
- Тонические – развивается в результате тонических судорог, которые представляют собой длительные и сильные сокращения мышц.
- Клонические – происходят кратковременные сокращения определенной группы мышц. Характерны такие дефекты речи, как повторение звуков или отдельных слогов.
- Смешанный – сочетает оба вышеописанных механизма.
- Заикание, сочетанное с судорогами мышц конечностей или лица – одновременно с дефектами речи происходят непроизвольные движения конечностей или участков кожи лица.
Причины
Причины, которые приводят к тому или иному типу, могут значительно отличаться.
К основным факторам относят:
- наследственную предрасположенность;
- родовую травму;
- тяжелое течение беременности матери;
- длительные и частые болезни ребенка в первые годы жизни.
Причины, которые провоцируют клонический тип данного нарушения речевого аппарата:
- неврозы;
- сильное переутомление;
- частые стрессы;
- испуг;
- сильное эмоциональное возбуждении;
- нервно-психическое напряжение.
Помимо этих причин, врачи выделяют следующие факторы, которые также могут спровоцировать дефекты в речи:
- ослабление центральной нервной системы;
- некоторые инфекционные заболевания;
- ухудшение жизненных условий (внезапное);
- формирующееся замедленно моторная сфера.
Симптомы
Для данного заболевания характерны вынужденные речевые остановки, повтор определенных слогов и звуков.
Клиническая картина, характерная для начала заболевания:
- ребенок внезапно замолкает;
- отказ говорить (может длиться до двух суток), после чего начало разговора сопровождается заиканием;
- появление лишних звуков перед словами;
- повтор некоторых звуков, слогов, слов (особенно в самом начале разговора или фразы);
- появление вынужденных остановок при произношении слов или целых фраз;
- затруднение перед тем, как начать говорить;
- прерывание речи: блоки молчания, повтор определенных элементов, растягивание или глотание звуков (может становиться выражено неестественным);
- тревога, напряжение;
- возможно появление лицевых гримас;
- нервный тик;
- избегание в общении фразы типа «Я не могу этого произнести»;
- напряжение мышц шеи и лица;
- расстроенный вид;
- возможны неожиданное увеличение громкости голоса.
Диагностика
Следует различать первые симптомы от желания ребенка сказать что-то быстро.
Такие попытки очень характерны для детей, которые только научились говорить и еще не умеют выражать быстро свои эмоции и желания.
Это явление считается вполне нормальным и довольно быстро проходит. Если они продолжаются длительное время, необходимо записаться на прием к логопеду или педиатру. Не обойтись без консультации у психоневролога и детского психолога. Специалист составит анамнез и проведет диагностику речи:
- оценивает темп речи, голоса, дыхания;
- выявляет речевые и двигательные нарушения;
- частота и форма речевых судорог.
С целью определения нарушений в центральной нервной системе врачи назначают:
- электрокардиограмма;
- магнитно-резонансная томография;
- реоэнцефалография;
- эхоэнцефалоскопия.
Лечение
Для устранения заикания назначают курс коррекции речевых дефектов (массаж, физиотерапии) и психологическую терапию.
Профилактика
Профилактические меры включают в себя:
- соблюдение режима дня и питания;
- предотвращение испуга ребенка;
- умеренные физические, умственные и психические нагрузки;
- создание благоприятной обстановки в семье;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе.