Виды
Медицина различает несколько видов. Среди них:
- патологический – возникает после соматических и душевных патологий;
- дисгармоничный – врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики;
- дизонтогенез – осложнённое, тормозящее формирование;
- дегенеративный – напрямую связан с разными психическими болезнями, например, с эпилепсией;
- непоправимое отклонение сознания.
Помимо того, выделяют слабоумие, ретардацию и асинхронию. Существуют отдельные случаи, впоследствии которых обнаруживаются клинические формы, такие как инфантилизм, аутизм и соматопатия. Разделяют лёгкую, нейродинамическую, анализаторную и психопатическую формы.
Причины
Существуют факторы, которые влияют на развитие данного состояния. В них входят:
- наследственность болезней мозга;
- хромосомные патологии;
- пороки мозга;
- эпилепсия;
- дисфункции ЦНС;
- мозговые опухоли;
- гидроцефалия;
- болезни нервной системы;
- наследственность патологий эндокринной системы;
- соматические заболевания;
- заболевания органов чувств;
- нехватка педагогики.
Важно понимать, что НПР могут стать результатом обстоятельств социума: недостатком родительского воспитания, социальным ограждением, неблагополучной атмосферы социума и семьи.
Симптомы
Расстройство проявляется мнительностью, маниакальным и астеническим синдромом, ипохондрическим неврозом, катоническим ступором, галлюцинациями, кретинизмом и симптомами помрачения сознания. Дети выделяются особым эмоциональным непостоянством, для них свойственны резкие перепады настроения, быстрая усталость, тревога, затруднённость в произношении слов, гипервозбудимость, недостаточная концентрация, плохая запоминаемость, нетерпеливость, проблемы со сном, расстройства желудочно-кишечного тракта.
Детские расстройства сопровождаются аутизмом, проблемами с восприятием и интеллектуальным развитием, формированием личности. Эти последствия проявляются в зависимости от работы головного мозга ещё в ранние годы жизни.
Диагностика
Диагностировать патологическую стадию могут врачи педиатры, логопеды, психологи, дефектологи. Для этого необходимо провести специальные обследования. Профессионал обязан проявить интерес к речевому аппарату и моторике ребёнка, опрятности одежды, подвижности, адекватности реакций, мимике и жестам, невротическим реакциям, словарному запасу, концентрации внимания и т.д.
Дети с нормально развитой психикой ведут себя адекватно и собранно при беседе со специалистом, им интересен процесс разговора, они сконцентрированы и не теряют самоконтроль даже при неудаче, готовы к преодолению трудностей, радуются своим успехам.
Лечение
Главной целью является долгосрочная корректировка созревания малыша. В качестве лечения назначают следующие медикаменты: сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие, ноотропы, а также витамины в качестве дополнения. В обязательном порядке должны применятся индивидуальная обучающая и развивающая системы для малыша, включающие в себя интеллектуальные и творческие занятия, которые должны назначаться квалифицированными педагогами и психологами. К методикам лечения относятся:
- психологическая, задача которой состоит в корректировке речевого аппарата, памяти, эмоциональной регулировке;
- логопедическая, направленная на правильность воспроизведения звуков и речи, избавление дефектов;
- психологические занятия, нацеленные на разгрузку психики, улучшение приспособления и восприимчивости;
- аппаратные упражнения, нацеленные на концентрацию внимания и усиление памяти;
- расслабляющие занятия;
- развивающая ЛФК;
- физиотерапевтические процедуры.
Профилактика
Необходимо регулярно посещать профессионального врача-педиатра. Родители должны уметь проверять реакции ребёнка, чтобы вовремя обратиться к врачу и не оставить без внимания первые признаки НПР. Чтобы психика малыша полноценно развивалась, необходимо обеспечить его развивающей атмосферой, способствующей благотворному логическому мышлению. Очень важно матери консультироваться со специалистами в процессе беременности и соблюдать меры предосторожности.