Вначале школьные занятия переносятся трудно практически каждым ребенком. Особый режим дня, много новой информации, попытки быстрее и лучше своих одноклассников выполнить задания учителей. Дети совершенно по-разному адаптируются к школе. Одни привыкают уже в течение 1-2 месяцев и успешно учатся без вреда здоровью. Другие же проходят процесс адаптации более длительный срок, который может длиться весь учебный период, особенно это относится к первоклассникам. Привыкание к школе связано со стрессом, из-за которого ослабевает организм ребенка, повышается риск развития заболеваний и снижается эффективность обучения. Современные учебные программы не особо учитывают это, и на головы первоклашек «ложится немалый груз». Чтобы ребенок с первых школьных дней не стал отставать от сверстников, испытывая страх или ненависть к учебе, нужно создать для него благоприятную атмосферу. Для этого проводить нужно не только уроки по школьной программе, но и адаптивные занятия.
Поступление в школу вносит немалые коррективы в привычную жизнь каждого ребенка. Период адаптации в школе является достаточно сложным для первоклассников. Процесс приспосабливания напрямую зависит от особенностей нервной системы ребенка, его типа темперамента, характера, умственного развития. Большинство детей, переступая школьный порог, чувствуют себя в коллективе достаточно тревожно и неуверенно. Это происходит потому, что в отличие от предыдущих поколений, которые воспитывались на коллективных играх во дворах, современное подрастающее поколение обычно проводит свой досуг возле телевизора или компьютера. У них не развиты элементарные навыки общения, а также понимание, как правильно себя вести в обществе. Из-за этого зачастую назревают конфликты с учителями и сверстниками, которые формируют в сознании детей отрицательное отношение к школе и к учебному процессу. Из этого следует, что научить ребенка спокойно адаптироваться к школе – основная задача родителей, учителей и школьных психологов. Самый сложный период психологического и физиологического привыкания первоклассников к школе составляет от 4 до 6 недель, а у ослабленных детей – до 8 недель.
Особенности адаптации детей, идущих в первый класс
Психологи выделяют три уровня социально-психологического привыкания к школе детей 6-7 лет (первоклассников):
- Высокий уровень (56%) – адаптация к школе происходит в течение первых двух месяцев с начала обучения. Первоклассник позитивно относится к школе; преподаваемый материал воспринимает с легкостью легко и полностью его усваивает, решая усложненные задачи; прилежен, указания и объяснения учителя слушает внимательно, самостоятельно выполняя необходимые поручения; проявляет заметный интерес к самообучению, пользуется уважением среди одноклассников.
- Средний уровень (30%) – адаптация затрагивает продолжительный период. Первоклассник благосклонно относится к посещению школы, не испытывая негативных эмоций; усваивает новую информацию по учебе, если она изложена подробно и наглядно, а также самостоятельно решает стандартные задачи; при выполнении заданий и поручений взрослых сосредоточен и внимателен, но необходим контроль над процессом; поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
- Низкий уровень (14%) – адаптация происходит затруднительно. Первоклассник имеет негативное отношение к школе; часто жалуется на недомогания; часто находится в подавленном настроении; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментами; при самообучении не проявляет интереса, а сам процесс затруднителен; подготовку к урокам проводит нерегулярно, под постоянным контролем и побуждениями к обучению со стороны родителей и педагога; необходимы длительные остановки на отдых для сохранения внимания и работоспособности; для усваивания нового материала и решения задач по образцу, необходима значительная помощь со стороны; общественные поручения выполняет без особого энтузиазма, под контролем взрослых; дружбу не заводит, имена и фамилии знает лишь у нескольких одноклассников.
Существенную роль в адаптации к школе и успешном обучении ребенка играют коммуникации, благодаря чему происходит его психологическое развитие. Лишь посредством общения ребенок в состоянии прочувствовать и понять свое «я», определиться в жизни. Буквально на первых стадиях обучения в школе ребенку необходимо ощутить радость, связанную с общением. Если у него возникают трудности в создании дружественных связей, родителям нужно ему помочь. Чтобы пробудить у ребенка желание обучаться в школе, родители должны поддержать свое чадо психологически, развивая желание учиться, хваля даже за малые достижения, настраивая на успешные результаты.
Очень тяжело проходит адаптация у детей, родители которых:
- поддают сравнению достижения своего ребенка;
- осуществляют тотальный контроль;
- редко хвалят своих детей за их успехи, а неудачи подогревают упреками и раздражением;
- не проводят связь между достижениями ребенка и его способностями.
Не менее важный человек для первоклассника – его учитель. От того, как учитель ведет общение со своими учениками, зависит успешная адаптация к школе и обучению.
Задачи родителей
Что касается условий, способствующих комфортному психологическому состоянию и успешному обучению школьника, к ним, прежде всего, относится режим дня. Он помогает укрепить здоровье и волю, а также полностью использовать время бодрствования. Также родителям следует создавать условия для получения ребенком новых позитивных эмоций. Для этого семье нужно чаще посещать кинозал, театр, музей, зоопарк, парк отдыха, вместе заниматься чтением книг и домашними делами, пытаться обсудить все, что произошло в течение дня.
Родителям крайне важно:
- создать ребенку такие постоянные условия, где он сможет учиться без посторонних помех;
- расписать продуктивный режим дня;
- создать условия для качественного отдыха ребенка;
- вовремя кормить ребенка и давать отдохнуть/выспаться;
- постоянно заниматься развитием внимания ребенка и верой в собственные силы;
- помогать в борьбе с умственной ленью;
- ограничивать просмотр телевизора и компьютера;
- не требовать с ребенка сверх его возможностей;
- не нагружать письменными заданиями;
- поощрять положительное отношение к обучению;
- учить экономить и ценить каждую минуту жизни;
- стараться развивать хорошие взаимоотношения внутри семьи.
Если не придерживаться этих пунктов, у ребенка могут возникнуть трудности с обучением.
Задачи педагога
Сложность адаптации первоклассников к школьной поре все более актуальна для всей образовательной системы.
Приходя в школу, большинство детей испытывает волнение и переживания. Проявляться это может по-разному: одни дети стараются привлечь к себе внимание, иные же, наоборот, говорят как можно тише, замыкаются, с трудом вступая во взаимодействие с одноклассниками и учителями.
Обращая внимание на все способы привыкания к новой среде и людям, стоит отметить, что каждому первокласснику необходима помощь со стороны родителей и учителей.
Изначально, им достаточно сложно сориентироваться в неизвестном пространстве школы. Первоклассники не знают или же не сразу запоминают правила поведения в школьных стенах, на уроках, им необходим определенный период, чтоб к ним привыкнуть. Детям также придется познакомиться со своими одноклассниками и построить какие-то взаимоотношения. Бывает, что и через несколько месяцев не все дети помнят имена своих одноклассников. Все эти моменты делают процесс адаптации замедленным.
Грамотный педагог имеет возможность ускорить и смягчить процесс адаптации детей 6-7 лет к школе в несколько раз. Это достигается благодаря тому, чтобы помочь первоклассникам осознать, каким именно нормам поведения в школе им нужно следовать, почему это так важно. Имеет смысл донести информацию, необходимую для знакомства с поведением в школе, в структурированном виде. Для этого учителя и школьные психологи разработали и успешно применили 6 занятий с первоклассниками.
Задачи занятий по адаптации к школьному процессу следующие:
- создать комфортные условия для первоклассников, обеспечивающие эмоциональное спокойствие, чувство защищенности;
- создать доброжелательную психологическую атмосферу в классе;
- помочь первоклассникам усвоить правила поведения в качестве школьника;
- создать комфортные условия для знакомства одноклассников между собой;
- организовать положительное взаимодействие между детьми;
- создать средства для сплоченности детей;
- тщательно ознакомиться с особенностями детей класса, который ведет педагог.
На занятиях применяются различные виды обмена информацией между учителем и школьниками: игры и упражнения психологического подтекста, творческие задания с последующим обсуждением результатов и обобщением их в форме общих выставок.