Танец для тех, кто себя любит.
Танго — для тех, кто себя знает.
Танец для тех, кто себя ценит.
Танец для тех, кто себя понимает.
Танго-этикет для обычной жизни
1. Кабесео и мирада. В танго не принято приглашать «с руки», так как если девушка не хочет с вами танцевать, то вы получите прилюдный отказ, либо девушка будет танцевать с вами из вежливости, или из-за страха показаться невежливой, или из жалости, но точно не по своему желанию. Ритуал приглашения происходит на расстоянии.
Сначала должен состояться контакт взглядами (мирада), а подтверждается намерение танцевать вместе кивком головы (кабесео). Если же желаемый партнер не подтвердил свое согласие кивком головы, то о неудачной попытке никто не узнает, кроме вас.
Со временем можно не только научиться выразительному и прицельному взгляду, но и овладеть искусством становиться невидимым или невидящим, начать разбираться в интерьерах (особенно люстры и паркет) и вести светские беседы, мягко увиливая от приглашения, которое вам не интересно. Исходя из того, как вас приглашают — «с руки», сверля взглядом в упор или издалека, оставляя вам пространство для маневра, — вы можете с большей долей вероятности понять, как будет вести себя этот партнер и в танце. Будет ли он соблюдать и остальные правила этикета, включая уважение и заботу о вас.
2. Танда. В танго принято приглашать не на одну мелодию, а на три-четыре подряд, чтобы была возможность «станцеваться» друг с другом. Нужно время, чтобы настроиться и получать удовольствие от совместного движения.
Танда длится 10-12 минут и предусматривает некое развитие отношений в паре. Если контакт с первого шага не случился, а вам еще 10 минут обнимать друг друга, то это мотивирует приложить усилия, чтобы получить удовольствие от танца. Это помогает подлечиться от перфекционизма, требующего «все и сразу», а также повышает ответственность за качество отношений, в которые ты вступаешь. И, конечно, добавляет разборчивости. Как правило, после двух-трех неудачных танд, во время которых тебе было некомфортно, ты начинаешь более внимательно прислушиваться к себе, понимать, что тебе важно в партнере, а чем можно пренебречь.
Например, кому-то важнее, чтобы партнер был красив, а кому-то принципиально, чтобы партнер был заботлив, и тогда можно простить, что он танцует мимо музыки.
3. «Спасибо» как стоп-слово, которое дает возможность прекратить танец с партнером, если что-то пошло не так, — поблагодарить, но не объясняться. А правило провожать девушку на место, откуда ее пригласили, позволяет обоим сохранить лицо в глазах сообщества, независимо от того, кто кому сказал стоп-слово.
Несмотря на простоту, это один из самых сложных моментов кодигоса, так как напрямую связан с правом отказывать и умением достойно принимать отказ. Все преподаватели танго сразу объясняют, когда можно и нужно говорить «спасибо»:
- если некомфортно танцевать с партнером;
- если контакт становится невозможен или неприятен.
В жизни каждого из этих поводов достаточно, чтобы исключить такого человека из своего круга общения. Однако в танго «все всё видят», и есть много рисков при произнесении слова нет:
- тебя сочтут заносчивым;
- с тобой будут опасаться танцевать — вдруг ты их тоже так «посадишь»;
- или, что самое страшное, все решат, что это тебе сказали «спасибо», значит, ты какой-то не такой.
Во всем этом есть главный деструктивный фактор — мы считаем других людей важнее себя самих, своих чувств и своего мнения.
И окружающие охотно поддержат нас в таком отношении. Мало кто захочет танцевать с человеком, который не ценит и не уважает себя.
Аргентинское учение
1. Танго учит нас прежде всего, уважать себя и других тангерос, а это возможно в отношениях на равных.
Неслучайно кодигос запрещает нам делать замечания во время милонги. Для замечаний есть уроки и практики. Замечания и советы автоматически ставят человека в позицию Родителя, не важно, заботливого или контролирующего, существенно, что это всегда «пристройка сверху», и значит, кто-то оказывается снизу — в позиции Ребенка.
На милонге мужчины и женщины танцуют в близких объятиях, и было бы странно выражать любовь и страсть к партнеру, который ассоциируется с родительской фигурой. Хотя Фрейд получил бы прекрасный материал для своих исследований.
2. Танго требует королевского равенства в отношениях мужчины и женщины.
Когда король говорит — королева слушает, а король не действует без благословения королевы.
Умение слушать и следовать, доверяться мужчине, сохраняя собственный баланс, и способность поддержать мужчину, не делая за него работу лидера, — это базовая техника в танго. Этому не учат в общеобразовательных школах, но это гарантирует удовольствие от контакта в танце и в жизни.
3. Танго заставляет быть хорошим лидером/ведущим. Чтобы быть хорошим лидером — нужно быть уверенным, а чтобы чувствовать себя уверенно в танце — надо быть хорошим лидером. Как мужчины решают эту задачку — точно не известно, но…
Когда партнерша верит в мужчину, выражает свое одобрение и удовольствие от следования ему, даже если он ошибается, то партнер начинает чувствовать себя хорошим ведущим и становится уверенным.
Доброжелательность, одобрение и поддержка не только работают на атмосферу в отдельной паре, но и благотворно влияют на сообщество в целом, и хочется стать его частью. И тоже сделать что-то хорошее.