Загрузка

Психология

Цейтнот у ребенка: цена постоянной занятости

Многие родители усиленно берутся за обучение своего чада: дополнительные занятия с репетитором помимо школьной нагрузки, посещение спортивных и танцевальных секций, кружков, игровых комнат и языковых курсов. Из-за чрезмерной перегруженности информацией ребенок со временем выбивается из колеи: становится вялым, уставшим, начинает болеть. Нужно ли перегружать малыша знаниями?

Содержание статьи
    • Цейтнот у ребенка: цена постоянной занятости

    Какой предел возможностей крохи?

    Термин «цейтнот» позаимствован из шахмат и означает острую недостаточность минут для обдумывания хода. Если игрок слишком долго размышляет, ему объявляют «zeitnot» — с немецкого «нехватка времени».

    Большинство мам и пап стараются обучить маленького члена семьи всему и сразу, забывая о его истинных потребностях. Планирование школьного года — разумный педагогический ход. Однако предусматривайте и личное время на хобби, чтение любимых книг, компьютерные игры и даже лень.

    Ученые доказали: в умеренных дозировках детская лень полезна для здоровья. Неокрепшему организму нужно давать «полениться», чтобы восстановить силы.

    Бразильский врач Пауло Убиратан утверждает, что даже пешие прогулки как составляющая оздоровительной программы должны быть в меру с включенной в расписание ленью. Если бы постоянная ходьба действительно приносила только пользу — почтальоны стали бы бессмертными. Однако последние так же болеют, как и люди других профессий. Получается, дело не в ходьбе, порой нужно лениться.

    Чем грозит постоянная занятость?

    Многие психологи уверены: часто родители передают ребенку синдром постоянной спешки, основанный на ускоренном ритме жизни. Это приводит к таким проблемам:

    • психологическим, куда относят появление замкнутости, нежелания общаться со сверстниками, стеснения, раздражительности, агрессивности, вспыльчивости. Чаще всего это ведет к болезням нервной системы (неврозу, невропатии);
    • психосоматическим, которые проявляются в виде запоров, повышения пульса, артериального давления, температуры, напряжения скелетной мускулатуры, негативных изменений в пищеварительных органах, мочевом пузыре. На этом фоне может возникнуть бронхиальная астма, язвенный колит, гастрит, энурез, анемия, дисфункция щитовидной железы.

    Дети — не роботы. Большие нагрузки приводят к неусвоению потока информации, снижению концентрации внимания, ухудшению памяти.

    Помните: у каждого ребенка есть свои границы возможностей, пределы восприятия. Не торопите его изучить пять иностранных языков или стать чемпионом мира по борьбе за год. Покорение вершин должно происходить постепенно, в нормальном ритме, с полноценным отдыхом.

    Какими должны быть формы обучения?

    Зачастую взрослые стремятся навязать крошке собственные интересы. Если в молодости мама не стала балериной — это должна сделать ее дочь. Откуда вы знаете, что бальные танцы привлекают дочурку? Возможно, она грезит о красках и мольберте.

    Хождение на тренировку из-под палки расшатывает детскую психику, приводя к озлобленности, непослушанию.

    Поговорите с детьми, прежде чем записывать их на кружки, в секции. Выясните, что интересно ребенку, чего бы он хотел достичь и дайте возможность малышу самостоятельно выбрать круг интересов.

    Педагоги советуют: обучение ребенка должно быть разноплановым. Чтобы не перегружать детский мозг и тело, достаточно включить во внешкольную программу один иностранный язык (лучше — английский, испанский, немецкий), одну спортивную секцию и кружок. Оптимальным перерывом между занятиями считают сутки. Например, в понедельник — борьба, во вторник — отдых, в среду — рисование.

    Обязательно учитывайте эмоциональное состояние малыша, умение общаться со сверстниками. Есть более медлительные и подвижные дети: одни схватывают все на лету, другим нужно пару раз повторить изложенное. Исходя из этого, уровень нагрузки надо пересматривать.

    Мнение окружающих, особенно близких людей, важно для каждого ребенка. Продемонстрируйте готовность помочь, выслушать, понять. Не забывайте хвалить за достижения, успехи, даже если это происходит черепашьим шагом.

    Дети чувствуют внимание, заботу и любовь. Не отказывайте им в этом!