Живое общение, чтение бумажных книг, походы в игротеки и активные игры на свежем воздухе все чаще отходят на второй план под воздействием компьютерных игр, социальных сетей и виртуальной реальности. Полностью исключить гаджеты из современной жизни невозможно, поэтому стоит выяснить степень рисков при их использовании.
Важно знать, что в некоторых случаях появляется зависимость. Ребенок не может существовать без планшета, телефона или нетбука. Многие психиатры считают это заболеванием, требующим лечения.
Конечно, нельзя не сказать о положительных аспектах использования компьютерных технологий.
1. Огромные возможности доступа к интересной и полезной информации. Время, когда приходилось занимать очередь в библиотеке за нужной книгой, давно прошло. Сегодня достаточно сделать запрос, и требуемая информация окажется у вас на столе. Фильмы, мультфильмы, музыка, энциклопедии – все это доступно каждому благодаря интернету.
2. Улучшение координации движений, в особенности отличное владение кистями рук и пальцами. Использовать клавиатуру не так просто. Набор текста, игра помогают развиваться двигательным функциям. При этом работают различные области мозга, что повышает внимание и ускоряет реакцию.
3. Равные возможности подготовки. Не секрет, что обучение детей в больших городах более качественное, чем в глубинке. Это касается всех возрастных групп, от яслей до старших классов школы. Интернет стирает разделяющую грань, позволяя получить требуемые знания в любой части земного шара.
Вышеперечисленное верно, если технологии не занимают все свободное время вашего малыша. Компьютер может быть дополнительным инструментом, помогающим правильно воспитывать и развивать ребенка. Он не должен заменять учителей или родителей. Врачи советуют обратить внимание на следующие негативные факторы:
- нехватка «живого» общения. Ребенок привыкает переписываться с друзьями в различных сетях и не видит необходимости личных контактов. Это может привести к замкнутости и проблемам с дальнейшей социализацией;
- изменение восприятия окружающей действительности. Часто игры довольно жестоки, и это приводит к тому, что дети смотрят на мир через призму агрессии;
- эгоизм. Маленький человек понимает, что нередко ему разрешают поиграть подольше для того, чтобы он не шумел и не мешал взрослым. Такой обман приводит к чувству одиночества и изолированности, а это первый шаг к эгоизму;
- нарушение кругозора. Несмотря на доступность информации, малыши все чаще выбирают линейные жизненные решения, черпая их из виртуальной реальности. Игры проходят по заранее прописанному сценарию и поэтому не требуют развития фантазии.
Это далеко не все причины для того, чтобы уменьшить времяпровождение у компьютера. Большую опасность приносит открытость сайтов. Специально или без умысла малыш может попасть на страницы эротического характера или начать играть в очень жестокую кровавую «стрелялку». Родители, покупая такой диск, зачастую смотрят только на яркую обложку и не задумываются о содержании.
Важно помнить, что психика ребенка менее устойчива к влиянию извне. Поэтому необходимо строго контролировать поступающую информацию.
Специалисты советуют начинать знакомство с различными гаджетами с 5-6 лет. Делать это нужно только под руководством взрослых. С раннего возраста вырабатывается привычка находиться в сети не более получаса не чаще 1-2 раз в день. Для предупреждения появления нездоровой зависимости и уменьшения пагубного влияния на психику следует:
- объяснить, что на некоторые сайты лучше не заходить (по возможности их нужно обезвредить паролями);
- научить правильной работе с поисковыми системами (например, создать закладку со списком безопасных материалов);
- установить программное обеспечение, позволяющее вести учет времени, проведенного за «компом», и блокирующее подозрительные сайты.
Если же ваш ребенок все-таки получил зависимость, то незамедлительно обратитесь за помощью. Не нужно кричать или ругать ребенка – это вызовет протест. Постарайтесь отвлечь маленького человека или переключить на другое интересное занятие (спорт, рисование).