Причины этого заболевания имеют нейробиологический характер. Определенные зоны мозга таких детей имеют малую активность, а структура мозговой ткани отличается от нормы. Также к причинам можно отнести наследственность и травмы черепа.
Симптомы:
- нарушение координации;
- механическое чтение или чтение с ошибками;
- трудности в написании слов;
- пространственная дезориентация;
- неспособность выполнить задание в указанный срок;
- избыточная чувствительность нервной системы;
- чрезмерная импульсивность;
- обостренный эстетический вкус.
Многие известные люди имели диагноз дислексия, и это не помешало им добиться успехов в своей профессии. Это расстройство имели Леонардо Да Винчи, Альберт Эйнштейн, Квентин Тарантино и другие знаменитости.
Существует несколько видов этой болезни.
Фонематическая. При ней дети путают фонемы, похожие по звучанию (коса -коза, кот – код) или меняют их местами (пила –липа, тополь –пальто). Для коррекции полезно придумывать с ребенком слова на один звук или цепочки слов, где следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего.
Семантическая. Ее называют механическим чтением, так как ребенок не понимает смысла прочитанного текста. Это происходит из-за того, что слова воспринимаются изолированно, нет понимания связи между ними. Для исправления нужно задавать вопросы по тексту, выбирать предложения, соответствующие картинке.
Аграмматическая. Детям при ней трудно согласовать имя существительное и имя прилагательное (черный кошка) и имеется сложность в окончаниях разных падежей (у друзьях). Часто встречается у детей с недоразвитием речи. Для них требуются ежедневные устные упражнения на связывание слов.
Оптическая. При ней дети путают буквы, похожие внешне друг на друга.(н – и, т –г).Для преодоления проблемы нужно развивать навыки ориентирования. В этом помогают упражнения с использованием слов: слева – справа, дальше – ближе, вверху – внизу. Аппликация и лепка из пластилина также ускорят коррекцию.
Мнестическая. Дети не могут подобрать букву для звука. Этот вид исправляется при помощи ежедневных графических и устных диктантов, когда по памяти нужно воспроизвести последовательность букв, слов или словосочетаний. Помогут также дидактические игры с изображением букв.
Для продуктивного лечения необходим комплексный подход семьи, учителей и логопеда. Однако нужно быть готовым к тому, что высокого уровня грамотности такой человек достичь не сможет.
Если ребенок с таким диагнозом учится в обычной школе, учителям нужно оказывать ему особую поддержку и помощь. Для контрольных и самостоятельных работ отводить больше времени, следить за отношением к нему других детей.
Обязательны индивидуальные занятия не только с учителем, но и с логопедом. Особое внимание на них должно уделяться технике беглого чтения, изучению фонетики, увеличению словарного запаса.
Родителям ребенка с дислексией полезно ознакомиться методом Дейвиса. Он основан на развитии не вербального, а визуального мышления. В работе используется лепка из пластилина для восприятия двухмерных печатных слов и символов.
Компьютер также поможет ребенку справиться со сложностями обучения. Его программы помогают выделить конкретное слово в тексте и выполнить орфографическую и грамматическую проверку. Также полезно прослушивание текстов, записанных на аудионосители.