Как только ни называют это явление сегодня: одни – здоровым увлечением и автопортретом, другие – виртуальным сумасшествием, социомедийным уродством и селфи-идиотизмом. По мнению Американской психиатрической ассоциации (АПА), селфизм – это психическое расстройство. Специалисты склонны считать это явление пределом самолюбования или тотальным эксгибиционизмом в социальных сетях. По словам российского психотерапевта Марка Сандомирского, возникновение болезни характерно для людей с низкой самооценкой и комплексом неполноценности.
Формы селфизма
Американские ученые реальное психическое расстройство с виртуальным выражением разделили на три формы.
- Эпизодическая: страдают те люди, которые фотографируют себя не меньше трех раз в день, так и не выложив результат своей работы в интернет.
- Острая: делают примерно то же количество снимков, но выкладывают их на общее обозрение.
- Хроническая: те, кто снимают минимум шесть автопортретов и активно размещает их в соцсети.
Теории появления селфи
Что привело к эволюции нарциссизма в современном обществе? Чем объяснить успех феномена среди молодежи? Сегодня это явление приобрело характер зависимости, так как люди доходят до крайности в попытках сделать уникальное фото, даже с вредом для собственного здоровья. Существует несколько теорий возникновения и стремительного распространения эпидемии селфизма.
Эволюция самовлюбленности. Канадский ученый, журналист и блогер Клайв Томпсон уверен, что селфи – результат технологической эволюции человеческой потребности в утверждении своего Я. Раньше, когда было гораздо меньше возможностей распространения информации (отсутствовали интернет, гаджеты), эта проблема не ощущалась столь остро. Теперь же появляется все больше способов заявить о себе, например, сделав фото мобильным телефоном, сиюминутно выложив его в сеть, и тут же получить признание в виде «лайков».
Развитие нарциссизма только набирает обороты, так как технологии не стоят на месте, а человек быстро приобщается к новым способам саморекламирования.
Стремление познать себя. Лондонский нейробиолог Джеймс Килнер утверждает, что стремительное увлечение селфи говорит о желании человека больше узнать о своем лице. Он полагает, что фотоавтопортрет с последующим саморедактированием и выкладыванием в интернет – не что иное, как инструмент самоисследования. Человек знает внешность знакомых, даже лицо коллег он видит чаще, чем собственное. Люди, которые редактируют автофотографии, стараются подогнать себя реального под воспринимаемый ими образ.
Ученый провел эксперимент, в котором испытуемым показывали разные варианты одного селфи, предварительно отредактированные дизайнерами. Профессионалы создали «очень привлекательный образ» и «просто привлекательный». Участников попросили выбрать селфи-оригинал. Каждый посчитал аутентичным снимок, который казался ему наиболее красивым. Это говорит о том, что в отредактированном фотоавтопортрете большинство людей не видят искажения реальности, то есть склонны воспринимать себя лучше, чем есть на самом деле.
Технологическая революция. Для американского писателя Николаса Карра селфизм не обычное проявление природного нарциссизма, а нечто более глубокое, вызванное стремительным развитием технологий. Он считает, что именно интернет и доступ к нему через множество электронных устройств влияют на человеческий мозг. Бытовая фотография всегда была популярна, но дело не доходило до массового психоза, как это произошло с селфи.
Мышление фотографа изменилось. Раньше целью фотоснимка была память, теперь – размещение в сети новости о себе.
Пользователям Instagram задали вопрос, что для них означает этот сервис. Все как один ответили: источник новостей. Селфи дает возможность быстро и эффективно «закинуть» информацию о себе в ленту. Так человек стал частью медиа.
Визуализация сообщения. Психолог Памела Рутледж уверена, что селфи нужно рассматривать с точки зрения не идентификации, а коммуникации. Загрузка своего автопортрета – это стимул к диалогу, возможность получения одобрения, повод обсудить новость. Иногда человеку сложно просто написать в сети, что он отдыхает на самом дорогом пляже в мире, а вот снимок разместить и таким образом поделиться новостью – легче. Не нужно ничего писать, знакомые сами зададут нужные вопросы. Селфи стало способом быстрого общения с возможностью невербально выразить свою индивидуальность.
Очеловечивание технологий. Бум селфи для психолога-экспериментатора Брюса Худа означает последствие развития онлайн пространства. Человек максимально приблизился к технике, воссоединился с ней. Если раньше различные устройства были дополнением к нашей жизни, то сейчас они – неотъемлемая часть нас самих. Представьте, что вы выбежали утром на работу и забыли взять смартфон. День однозначно испорчен! Современные люди не разлучаются с гаджетами, которые стали чем-то вроде продолжения их естества.
Много лет ученые трудятся над разработкой человеческого образа для робота. Это также пример гуманизации технологий.
Способ продать себя обществу. Писательница Дженнифер Оуллет уверена, что фотоавтопортреты дают людям шанс подать себя и свой мир в желаемой упаковке, пусть даже она далека от реальности. В нынешнем мире человек часто продает себя, а селфи – настоящий рекламный ролик. Чем качественней он выполнен (чем шикарней облик, чем богаче обстановка вокруг), тем больше признания получит персонаж.
Селфизм – психическое расстройство и современная разновидность проявления нарциссизма. Но одновременно это и дань нынешнему техногенному обществу. Человек нашел способ соответствовать ему и идти в ногу со временем. Главное, не забывать про меру в желании выставить себя на всеобщее обозрение.