Вина может использоваться как орудие воспитания, контроля, манипуляции, унижения, как способ испортить настроение близкому и самому себе. Единственная, очень условная, выгода для личности заключается в том, что вина защищает человека от чувства стыда, которое переживать гораздо тяжелее, чем быть виноватым.
- Стыд — состояние бессилия, импотентное чувство «Я не смог».
- Вина же имеет потенциал «Я мог, но не сделал. Но мог».
Важно понимать, что стыд — одно из самых невыносимых ощущений, и человек бессознательно стремится «выпрыгнуть» из него в слезы, агрессию или вину.
Откуда берется чувство вины?
Чувство вины — непродуктивная и даже разрушительная эмоциональная реакция человека на самообвинение и самоосуждение.
Чувство вины, по сути, — это агрессия, направленная на самого себя, это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.
Лена Лопухина
Переживание вины отягощается неприятным ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку и в целом негативной самооценкой. Один из способов формирования чувства вины связан с особенностями воспитания ребенка с 3 до 5 лет.
В этот период детства проходит кризис потери всемогущества, начинается сепарация от родителей и формирование собственной личности, ребенок учится принимать свою смертность. Крах идеи всемогущества переживается как стыд, беспомощность, а чувство вины «помогает» с этим справиться. «Это сейчас не получилось, а если бы я постарался — то получилось бы». Такая убежденность тормозит развитие личности, подпитываясь родительскими реакциями «Как ты мог?».
Если родители продолжают поддерживать иллюзию детского всемогущества, например, «Если ты будешь хорошо себя вести — бабушка выздоровеет», то формируется соответствующий комплекс реакций «Я мог, но не сделал».
Э. Эриксон дилемму этого кризиса называет «Творческая инициатива или вина».
При благоприятных действиях родителей ребенок адаптируется к своему невсемогуществу, преодолевает чувство вины, которое всегда направлено в прошлое. Тогда дилемма решается в пользу успешного развития творческой инициативы, которая смотрит в будущее и способствует развитию воображения ребенка.
Высшим проявлением инициативы является способность «брать на себя», что выступает важной характеристикой зрелой личности.
Хроническое чувство вины ограничивает проявления творчества и спонтанности, которые являются мощными источниками радости.
Как взрослые провоцируют чувство вины?
1. Прямое обвинение.
- Ты плохой мальчик.
- Если не будешь убирать игрушки, значит, ты не любишь маму.
- Ты жадная, раз не хочешь делиться конфетой.
- Если бы ты не капризничал, у меня бы так не болела голова!
- Ты меня в могилу сведешь!
- На кого ты похожа? Что подумают соседи?
- Мне за тебя стыдно.
2. Укоризна.
Фразы могут произноситься мягким, ласковым тоном, но в подтексте скрыты укор и разочарование.
- Я думала, ты любишь мамочку...
- Я была уверена, что ты не жадная девочка, а ты не даешь сестричке свои игрушки.
- Хорошие детки съедают всю кашку.
3. Порицание.
- Как тебе не совестно?!
- Как ты мог? Это безответственно!
- Что ж ты наделал? Опозорил меня на глазах у всех!
Попробуйте сказать эти фразы взрослому человеку и получите в ответ очень детские реакции. Потому что ребенку тяжело переживать виноватость, и он старается избавиться от этого чувства поскорее любым способом:
- Раскаяние. Но слезы и раскаяние помогают не всегда, чаще всего могут еще больше завести обвинителя.
- Самонаказание. Ребенок ищет, как себя наказать и так искупить вину: может начать вызывающе вести себя, буквально нарываясь на конфликт и неприятности, провоцируя родителей и окружающих на наказание. «Раз я плохой, как вы говорите, то я и буду вести себя как плохой. Вот накажете — тогда посмотрим». Дети, чувствующие вину, ведут себя хуже, чем обычно.
- Переадресация. В своих ошибках ребенок может начать обвинять вместо себя другого, очень часто — своего обвинителя. И будет делать это совершенно искренне, так как сам в это верит.
Виноватый взрослый поведет себя подобным образом в ответ на попытку обвинений в свой адрес. Поэтому есть смысл задуматься над интонацией и формулировкой прежде, чем высказывать претензии собеседнику или партнеру, если не хотите спровоцировать внезапную агрессию.
Важно понимать, что вина — это страдания без конкретных изменений, она обращена в прошлое с надеждой «Если бы я постарался...», а совесть направлена в будущее «Я признаю свою ошибку и готов ее исправить».
Совесть — внутренняя инстанция, которая оценивает чувства и поступки относительно собственной системы ценностей человека. «Если я это сделаю (не сделаю), я перестану быть самим собой». Совесть связана с ответственностью — добровольным признанием необходимости заботиться о себе и о других, готовностью брать на себя обязательства, способностью признать ошибку и возместить нанесенный ущерб, без самобичевания и унижения.
К сожалению, дети в 5 лет не могут сделать собственный выбор — быть ответственным или виноватым. А взрослые — могут.
Вина vs Ответственность
«Я мог бы, но не сделал, я готов понести наказание» или же «Я не могу жить с этим, я должен это исправить».
А как отказаться от вины и наказания в пользу ответственности и деятельности — расскажу в следующей статье.