На протяжении последних пяти лет Coca-Cola и Pepsi удерживают лидирующие позиции всемирных рейтингов популярных брэндов, уступая пальму первенства только гигантам IT-индустрии, таким как Apple и Google. По данным CDC (Центра по контролю и профилактике заболеваний) 52,5% жителей США употребляет их ежедневно. Из них львиная доля потребления приходится на школьников, подростков и молодежь до 25 лет. Ежегодно, только в одной Америке, такое количество потребления становятся причиной летального исхода 180 тысяч человек. В Мексике и странах Латинской Америки – эти показателя ещё выше.
Одна банка (0,33 л) такого напитка содержит сахара больше уровня необходимой суточной нормы, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в эквиваленте, не превышающем 6 ложек. Так в «Пепси» этот показатель равен – 8, в «Кока Коле» – 6,5, в «Швепсе» – 4. При этом не важно, какой подсластитель применяется – тростниковый, свекольный сахар, или кукурузный сироп с содержанием фруктозы.
Согласно исследованиям Гарвардской школы общественного здравохранения, регулярное употребление сладких газированных напитков считается главным фактором, способствующим развитию опасных заболеваний: диабет, ожирение, хрупкость костей, проблемы зубов и рак. Те, кто ежедневно выпивает по 1-2 банки, имеют предрасположенность к развитию диабета второго типа на 26% больше, чем воздерживающиеся. Недаром в Японии, где популярностью пользуется чай без сахара, уровень смертности от этой болезни чрезвычайно низкий. Кроме того установлено, что потенциально опасный ингредиент этих напитков, используемый в качестве искусственного карамельного красителя – 4-метилимидазола (4-MEI), повышает риск развития онкологических заболеваний. И как ни странно, но именно в диетических видах напитков его концентрации наиболее высокие.
Следуя инфографике, большая доза растворённой сахарозы в первые десять минут порождает мощный внезапный «ударный толчок», запускающий цепную реакцию всех основных систем организма. Естественный, для такого количества сладкого, рвотный рефлекс не происходит – ортофосфорная кислота, сохраняющая вкус и аромат продукта, притупляет ощущения и нивелирует ответную реакцию. В высокой концентрации сахар действует как наркотик – подавляет нормальную работу нейронов мозга и вызывает: ложное чувство голода, устойчивое привыкание и потребность в новом допинге.
Реагируя и противодействуя «сладкому удару» с образованием глюкозы, через двадцать минут поджелудочная железа отвечает резким всплеском выброса инсулина, а печень соответственно начинает усиленно вырабатывать и накапливать гликоген. Превышение уровня допустимой концентрации которого в печени, со временем приводит к тому, что энергетические углеводы продолжают накапливаться, но уже в жировых отложениях бёдер и живота. Ускоренный рост отложений провоцирует совместное употребление таких напитков с жирной пищей и алкоголем.
По прошествии сорока минут кофеин поглощается, и как следствие – давление растёт, зрачки расширяются, и мозг блокирует рецепторы аденозина, участвующие в передаче клеточных сигналов, предотвращая сонливость и временно снижая усталость. Затем спустя ещё пять минут резко возрастает выработка дофамина – нейромедиатора, который помогает контролировать центры удовольствия головного мозга, вызывая наркотическое состояние лёгкости и эйфории.
Спустя час – действие ортофосфорной кислоты, участвующей в процессах метаболизма кишечника, усиливается высоким уровнем сахара и искусственных подсластителей, полностью связывая кальций, магний и цинк. Усвоенный кофеин проявляет мочегонные свойства, и вызывает вывод связанных ранее микроэлементов из организма, включая натрий и воду. После выведения опьяняющее действие ослабевает, восторг утихает и человек становится вялым, раздражительным и опустошённым. Маска «эффекта бодрости» спадает, и организм вновь возвращается к нормальному состоянию, требуя отдыха, покоя и восстановления, или «продолжения банкета»!
Тем не менее, даже осознавая проблему, говорить о борьбе с тотальным увлечением в глобальных масштабах – пока преждевременно. Ведь, несмотря на угрозу здоровью, индивидуальные предпочтения, и количество употребляемого – это личный выбор каждого. Естественно небольшое количество выпитого неспособно оказать заметного влияния, но постоянное и чрезмерное потребление – чревато опасными последствиями. Поэтому единственным осознанным путём в этом направлении пока остаётся умеренность!