Загрузка

Неврология

Как диагностировать аутизм

Вы заметили, что ваше чадо странно себя ведет: не идет на контакт с окружающими, мало говорит, не смотрит в глаза? Возможно, у него аутизм или расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС). Обычно родители замечают странности в поведении малыша, когда ему исполняется 2-3 года, но первые звоночки появляются уже в двухмесячном возрасте: новорожденный плачет из-за малейших раздражителей, безразлично относится к кормлению, плохо спит. Если у крохи наблюдаются симптомы аутизма, обратитесь к педиатру, неврологу или детскому психиатру.

Содержание статьи
    • Как диагностировать аутизм

    Первые признаки аутизма

    РАС связан с нарушениями развития нервной системы и головного мозга. Люди с РАС испытывают сложности в социальной жизни, круг их интересов крайне узок.

    Впервые расстройство аутистического типа было описано более полувека назад. В прошлом столетии оно встречалось редко, 1 случай на 10 000. В XIX веке распространенность РАС резко возросла. По последним данным, на 100 детей приходится один аутист.

    Среди мальчиков подобное нарушение встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

    Причины отклонения не выяснены. Ученые полагают, что подобная патология связана с генетическими мутациями, родовой травмой, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте, влиянием на организм медицинских препаратов, тяжелых металлов, пестицидов.

    Симптомы РАС у младенца:

    • кроха мало обращает внимания на маму, не улыбается, отводит глаза;
    • не формируется привязанность к родным и близким людям;
    • кормление не приносит удовольствия, новорожденному сложно принять удобную для сосания позу;
    • грудничку не нравится, когда его берут на руки;
    • у младенца плохой сон;
    • дети-аутисты поздно начинают лепетать.

    Аутистическое нарушение у дошкольников

    Признаки расстройства аутистического спектра разделяются на коммуникативные, социальные и поведенческие. Это так называемая триада аутизма.

    Проблемы в коммуникации (вербальной и невербальной) проявляются следующим образом:

    • мимика и жесты сведены к минимуму;
    • речь монотонная или со странными интонациями, иногда малыш вообще не говорит, теряет приобретенные ранее речевые навыки (мутизм);
    • эхолалия – неуместное повторение услышанных в беседе слов и выражений (на вопрос «Сколько тебе лет?» аутист отвечает «Тебе 5 лет»);
    • нередко кроха говорит о себе, избегая использование первого лица («я»), называя свое имя или произнося местоимения третьего лица: «Миша устал, он хочет спать».

    Малыша-аутиста нельзя назвать «почемучкой», его отличают замкнутость и отрешенность от внешнего мира.

    Ребенку сложно взаимодействовать с социумом:

    • он не дружит с детьми, предпочитает уединение;
    • не терпит прикосновений;
    • избегает зрительного контакта, редко улыбается, не обращает внимание на эмоции окружающих;
    • не отзывается на собственное имя, нередко родители думают, что у малыша тугоухость.

    Для детей-аутистов характерно стереотипическое поведение:

    • играет с определенной игрушкой, не интересуясь новыми;
    • узкий круг его интересов не меняется;
    • ребенку необходимо однообразие, он сопротивляется переменам;
    • он соблюдает установленные правила, требует, чтобы обстановка в доме не менялась.
    Малыш-аутист может проявлять агрессию, причем в 70% это аутоагрессия – враждебный настрой, нанесение травм самому себе. Вспышки гнева зачастую связаны с посторонним вмешательством в привычный образ жизни ребенка.

    Часто дети с нарушением развития не могут учиться: им сложно усваивать новые знания из-за синдрома гиперактивности и дефицита концентрации внимания.

    Степень и характер нарушений у разных типов аутизма несколько отличается.

    Так, у людей с синдромом Аспергера (разновидность нарушений аутистического спектра), как правило, нет проблем с речью, обучаемостью, они обладают высоким уровнем IQ. Ребенок-аспи говорит вычурными, сложными фразами, неуклюже двигается.

    Поставить точный диагноз может лишь специалист. При ранней диагностике патологии (до 1,5-2-х лет) возможно провести эффективную коррекцию.

    Правила общения с аутистом

    Хотите научиться общаться с «человеком дождя», соблюдайте эти рекомендации:

    • говорите простыми, понятными предложениями;
    • избегайте иносказаний и намеков, дети-аутисты воспринимают все буквально;
    • следите за интонацией: она должна быть ровной, нейтральной;
    • выбирайте подходящие места для прогулок и игр (избегайте столпотворений, шума);
    • не ищите подтекст в словах ребенка, если он спросил «Ты не хочешь есть?», это не значит, что он голоден;
    • если кроха не говорит, сделайте карточки, с помощью которых он сигнализировал бы о своих желаниях;
    • не ругайте кроху за проступки.

    Главное – любите малыша таким, какой он есть!