Первые признаки аутизма
РАС связан с нарушениями развития нервной системы и головного мозга. Люди с РАС испытывают сложности в социальной жизни, круг их интересов крайне узок.
Впервые расстройство аутистического типа было описано более полувека назад. В прошлом столетии оно встречалось редко, 1 случай на 10 000. В XIX веке распространенность РАС резко возросла. По последним данным, на 100 детей приходится один аутист.
Среди мальчиков подобное нарушение встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек.
Причины отклонения не выяснены. Ученые полагают, что подобная патология связана с генетическими мутациями, родовой травмой, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте, влиянием на организм медицинских препаратов, тяжелых металлов, пестицидов.
Симптомы РАС у младенца:
- кроха мало обращает внимания на маму, не улыбается, отводит глаза;
- не формируется привязанность к родным и близким людям;
- кормление не приносит удовольствия, новорожденному сложно принять удобную для сосания позу;
- грудничку не нравится, когда его берут на руки;
- у младенца плохой сон;
- дети-аутисты поздно начинают лепетать.
Аутистическое нарушение у дошкольников
Признаки расстройства аутистического спектра разделяются на коммуникативные, социальные и поведенческие. Это так называемая триада аутизма.
Проблемы в коммуникации (вербальной и невербальной) проявляются следующим образом:
- мимика и жесты сведены к минимуму;
- речь монотонная или со странными интонациями, иногда малыш вообще не говорит, теряет приобретенные ранее речевые навыки (мутизм);
- эхолалия – неуместное повторение услышанных в беседе слов и выражений (на вопрос «Сколько тебе лет?» аутист отвечает «Тебе 5 лет»);
- нередко кроха говорит о себе, избегая использование первого лица («я»), называя свое имя или произнося местоимения третьего лица: «Миша устал, он хочет спать».
Малыша-аутиста нельзя назвать «почемучкой», его отличают замкнутость и отрешенность от внешнего мира.
Ребенку сложно взаимодействовать с социумом:
- он не дружит с детьми, предпочитает уединение;
- не терпит прикосновений;
- избегает зрительного контакта, редко улыбается, не обращает внимание на эмоции окружающих;
- не отзывается на собственное имя, нередко родители думают, что у малыша тугоухость.
Для детей-аутистов характерно стереотипическое поведение:
- играет с определенной игрушкой, не интересуясь новыми;
- узкий круг его интересов не меняется;
- ребенку необходимо однообразие, он сопротивляется переменам;
- он соблюдает установленные правила, требует, чтобы обстановка в доме не менялась.
Малыш-аутист может проявлять агрессию, причем в 70% это аутоагрессия – враждебный настрой, нанесение травм самому себе. Вспышки гнева зачастую связаны с посторонним вмешательством в привычный образ жизни ребенка.
Часто дети с нарушением развития не могут учиться: им сложно усваивать новые знания из-за синдрома гиперактивности и дефицита концентрации внимания.
Степень и характер нарушений у разных типов аутизма несколько отличается.
Так, у людей с синдромом Аспергера (разновидность нарушений аутистического спектра), как правило, нет проблем с речью, обучаемостью, они обладают высоким уровнем IQ. Ребенок-аспи говорит вычурными, сложными фразами, неуклюже двигается.
Поставить точный диагноз может лишь специалист. При ранней диагностике патологии (до 1,5-2-х лет) возможно провести эффективную коррекцию.
Правила общения с аутистом
Хотите научиться общаться с «человеком дождя», соблюдайте эти рекомендации:
- говорите простыми, понятными предложениями;
- избегайте иносказаний и намеков, дети-аутисты воспринимают все буквально;
- следите за интонацией: она должна быть ровной, нейтральной;
- выбирайте подходящие места для прогулок и игр (избегайте столпотворений, шума);
- не ищите подтекст в словах ребенка, если он спросил «Ты не хочешь есть?», это не значит, что он голоден;
- если кроха не говорит, сделайте карточки, с помощью которых он сигнализировал бы о своих желаниях;
- не ругайте кроху за проступки.
Главное – любите малыша таким, какой он есть!