За последние полвека мир претерпел поистине революционную трансформацию во всех отраслях науки, техники и технологии. И человек обязан был значительно измениться, подстраиваясь под такой темп. Обратите внимание, как тяжело нынешним пенсионерам освоить современные гаджеты. Для большинства из них «интернет», «планшет», «смартфон» – магические понятия, недоступные или слишком сложные для восприятия. Современное молодое поколение живет в неиссякаемом и весьма интенсивном потоке информации, а главное – оно имеет к ней доступ, значит, должно успевать ее перерабатывать и использовать. Способность человека воспринимать мир как ряд практически не связанных событий и фактов называется клиповым мышлением.
Принципы клипового мышления
В конце 1990-х годов в психологии появилось это новое понятие. В переводе с английского «clip» означает фрагмент видео. Нам это слово знакомо в контексте музыкального ролика, часто представляющего собой набор образов, не имеющих какой-то определенной связи. Так и мир начинает восприниматься человеком как паззл, не собранный в картинку, в котором каждый элемент несет отдельную смысловую нагрузку.
Нынешнее поколение иначе поглощает новый материал: гораздо быстрее и в значительных объемах. Взрослые жалуются, что их отпрыски мало читают или вообще не берут книгу в руки, а только сидят в интернете. Но чтение сложного литературного произведения занимает много времени, за этот период можно переработать в разы больше разнообразного материала, предоставляемого интернетом или телевизором. Иными словами, надобность в чтении отпала, как в малоэффективном, «медленном» источнике информации. Это сакральная жертва эпохе высоких технологий, когда требуется мозг со способностью молниеносной переработки данных. Люди старшего поколения, имеющие последовательное (текстовое) мышление, видят целостную картинку, им тяжело понять молодежь, которая воспринимает мир импульсно.
Что плохого в таком мышлении? С точки зрения эффективности обработки информации, человек с фрагментарным осознанием не в состоянии сосредоточиться на большом объеме данных, у него снижена способность к анализу.
Как клиповое мышление выражено в жизни
Вспомните, как вы выбираете новый фильм для просмотра. Ищете трейлер и пересматриваете отрывки, на основании которых делаете выводы о ценности фильма для вас. То есть примерно за 2-3 минуты ролика вы даете субъективную рецензию всему продукту, строите суждение об игре актеров и режиссерской работе. С одной стороны, вы экономите огромное количество времени, которое сможете потратить на более интересное занятие. Но с другой, вы не в состоянии уловить суть всей картины, мыслите поверхностно, в результате чего можете пропустить настоящий шедевр кинематографа.
Возможно, вы замечали, как ваши знакомые или родственники сидят перед телевизором и бесконечно переключают каналы, так и не задержавшись на одном из них. Это яркий пример бездумного клипового мышления (форма восприятия под названием «зеппинг»), когда мозг не может сосредоточиться на одном материале, требует подачи нового без глубокого проникновения в суть вещей.
Дети также демонстрируют задатки клипового мышления. Дайте ребенку компьютерную игрушку. В любой из них периодически появляется инструкция к последующим шагам. Обратите внимание, что ребенок не задерживается на ней, хотя и взрослый с навыками быстрого чтения не успевает ознакомиться с текстом полностью, потому что играющий уже делает следующий ход. Это объясняется тем, что малыш избирательно читает, не углубляясь в весь объем материала.
Психологический эксперимент также показал тенденцию к развитию нетрадиционного мышления у детей. Перед ребенком была поставлена задача – описать увиденное на картинке, которую ему показывали на секунду. Как правило, дети отвечали, что кто-то поднял что-то на кого-то. На рисунке же была изображена лисичка, стоящая на задних лапах и старающаяся загнать бабочку в сачок, находящийся у нее в передней лапе. Но детали испытуемого не интересовали, он увидел и описал лишь общий сюжет. Формально он выполнил задачу, остальные детали и нюансы – уже сверхзадача.
Как ни странно, школьная система также построена на формировании у детей клипового мышления. Основная книга школе – учебник. Дети читают его по отрывкам – от одной темы к другой. Сколько предметов в школе, столько и учебников. Так ненароком образование помогает развитию фрагментарного восприятия у школьников. Провозглашая последовательное познание, школа культивирует клиповое. В результате возникают противоречия между выдвигаемыми перед учеником требованиями и реализуемой формой подачи информации.
Клиповое мышление – деградация общества или дань времени?
Мыслят фрагментарно не все, но большинство. Обработка объемного материала под силу людям с темпераментом флегматика. Формирование сознания также зависит от среды обитания, поставленных задач и воспитания.
Психологи людей старого образца называют людьми книги, а нынешнюю молодежь – поколением экрана. Для последних характерно выполнение нескольких функций одновременно, например, отправка смс, переговоры по телефону, просмотр новостного сайта. Нынешнему миру нужны именно такие люди, у которых большая скорость включения, пусть даже и при невысокой точности обработки материала.
Недостаток клипового мышления – снижение квалификации, так как такие люди не способны к глубокому анализу, значит, решение сложных задач может оказаться им не под силу. Однако родители могут повлиять на формирование способа восприятия у ребенка, помочь параллельному развитию обоих видов его видов – традиционного последовательного и современного дискретного.
- Обязательно расширяйте круг общения детей, чтобы он не ограничивался социальными сетями и чатами (например, запишите ребенка на танцы или в другой кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения).
- Предлагайте прочитать ему не всю книгу целиком, а увлеките его интересным параграфом или главой из нее. Возможно, он будет настолько заинтригован, что прочтет в итоге все произведение.
- Больше общайтесь со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.
- Не позволяйте ребенку сидеть часами за компьютером, безвылазно играть в игрушки на планшете или днями смотреть телевизор.
Люди с исключительно клиповым мышлением имеют мало шансов стать элитой общества. Поэтому книжное поколение (35 и более лет) и то, которое к нему приближено во времени (20–35 лет), должны способствовать развитию последовательного восприятия информации у молодого поколения.