Многие психологи рекомендуют перед обучением чему-либо учитывать возраст, состояние здоровья крошки, обстановку в доме, отношения в семье. Даже если ровесники малыша добились определенных успехов, например, рано начали говорить, ребенок может легко обогнать их в физическом развитии. Помните: бежать сразу во всех направлениях никому не удавалось.
Результаты многих исследований доказали: значительное преобладание двигательной активности притормаживает речевое развитие и наоборот. Обучение должно быть постепенным: от простого к сложному в сочетании с мотивацией.
Как мотивировать?
Первое. Развивайте желание научиться, пуская в ход комплименты, пользуясь детскими слабостями, мечтами, желаниями. Например: «Будешь кушать сам — станешь взрослым» (дети мечтают быстро повзрослеть), «Уберешь игрушки — пойдем гулять», «Поможешь убрать комнату — поиграем» (малыши хотят любой ценой получить желаемое), «Будешь чистить зубы по утрам — не придется идти к стоматологу» (деток можно смотивировать даже страхами).
Второе. Поддерживайте успешные, неудачные попытки ласковыми словами, похвалой, значимой наградой. Сглаживайте стрессовые ситуации из-за испачканной, порванной одежды, сломанной игрушки, разбитой чашки, тарелки.
Третье. Показывайте понятный пример, оказывайте первоначальную помощь.
Учимся:
1. Пить.
Обычно это начинают делать после первого прикорма. Желательно сначала к губам малютки подносить неглубокую чашку, в которой содержится небольшое количество воды. Повторяйте процедуру несколько раз в день.
Через неделю попробуйте дать чашечку в детские ручки. Если ребенок обольется — переоденьте в сухую одежду, успокойте, объясните, что ничего страшного не произошло.
2. Кушать.
Первоначально давайте маленькие кусочки твердой пищи, которые не рассыпаются в руках (печенье, конфеты, пирожки). Ребенок должен уметь держать их пальчиками.
Приучать к ложке старайтесь во время кормления. Попробуйте взять в свою руку ручку малыша, которой он держит ложку, пытаясь донести ее содержимое до маленького ротика.
Первые попытки обычно терпят неудачу. Поэтому:
- выбирайте старую одежду, которую не жалко испачкать;
- постелите на пол клеенку для защиты коврового покрытия.
Выделите карапузу собственный столик, уголок для приема пищи, где он почувствует себя хозяином. Например, большой популярностью пользуются стульчики для кормления.
Как только ложка освоена — переходите к вилке, после — к ножу. Обязательно учите намазывать масло, паштет, варенье на хлеб.
3. Садиться на горшок.
Горшок понадобится в период от года до 5 лет. Нужно подробно объяснить крохе, для чего необходимо это приспособление, где его найти. Также договоритесь о жестах, звуках, которые обозначают желание сходить в туалет (например, «пи-пи», «а-а»).
В первое время самостоятельно усаживайте ребенка на горшочек для ознакомления (лучше утром, после прогулок, перед сном).
По прошествии двух недель — предоставьте свободу действий, отдавая команды-уговоры: «Сначала сходи в туалет — потом прочту сказку». Через время покажите, как пользоваться туалетной бумагой (сколько оторвать, как подтереться, где помыть руки).
4. Одеваться и раздеваться.
Покупайте штанишки, костюмчики, кофточки, сарафанчики которые можно быстро надеть, снять (с минимальным количеством пуговиц, молний). Обувь лучше подбирать с липучками. На первых порах расшнуровывайте кроссовки, расстегивайте сандалики, туфельки, чтобы малыш сам пытался всовывать (высовывать) ножки.
Как только заложите основы искусства одевания (раздевания), пуговицы, шнурки, различные застежки сослужат хорошую службу — помогут развивать мелкую моторику.