Не стоит поддаваться первому порыву и отвечать на критику агрессивной атакой или униженно оправдываться. В первую очередь следует успокоиться и обдумать ответ. Воспользуйтесь одним из советов для восстановления душевного баланса:
- несколько раз глубоко вдохните и выдохните животом;
- медленно в уме сосчитайте до десяти;
- мысленно запишите аргументы на бумагу.
Через несколько секунд восприятие критики изменится, и вы сможете спокойно найти ответ.
В психологии существует несколько правил, помогающих переносить критику с пользой для себя.
Не пытайтесь быть идеальным. Никто не может выполнить безупречно работу с первого раза. Ведь не зря существуют совещания, консультации или коллективный труд. Для общего дела полезно не только поддерживать друг друга, но и разбирать ошибки, вносить предложения и замечания. Отвергая все замечания, вы отказываетесь учиться и становиться лучше.
Уточняйте. Убедитесь, что вы правильно поняли человека, задавая ему уточняющие вопросы. Благодаря этому вы не только проявите заинтересованность, но и конкретизируете предмет спора. Может оказаться, что критикуют не всю вашу работу, а лишь определенный ее аспект. С этим намного легче смириться, чем с абстрактными обобщенными обвинениями.
Цените. Говорить хорошие слова и делать комплименты иногда легче, чем сказать правду. Во многих случаях следует воспринимать критикующего вас человека как настоящего друга, который поможет вам измениться в лучшую сторону. Для профессионального развития и достижения своих целей научитесь принимать конструктивную критику. Следует быть благодарным людям за анализ вашей деятельности и воспринимать перемены, как жизненный урок.
Многие большие компании, запуская новый проект, включают в свои расходы плату за критику. Для этого создаются специальные фокус группы, целью которых является поиск минусов и недостатков.
Сравнивайте. Помните о том, что критика может быть субъективной. Прежде, чем расстроиться из-за замечания коллеги, спросите мнение по этому аспекту у специалиста, которому вы доверяете. Если осудили ваши личные качества, вспомните, что об этом думают ваша семья и друзья. Также полезно ваше честное мнение на этот счет.
Не обижайтесь. Человек, говорящий замечания на повышенных тонах, вынуждает нас защищаться. Все слова его автоматически кажутся ложными, направленными на подавление и унижение. Если это обычная манера общения человека, постарайтесь, не обращая внимания на форму высказывания, обдумать ее смысл. Но если критика становится оскорбительной, реагировать нужно в соответствии с ситуацией.
Избегайте бессмысленных споров. Если вас оскорбили в интернете, лучший способ – игнорировать. Не стоит тратить свои силы и энергию на бессмысленный обмен оскорблениями. Во время эмоциональных споров ум человека нацелен лишь на защиту своей точки зрения. Вы не только потеряете время, но и испытаете много неприятных эмоций.
Некоторые люди могут составить мнение о вас, не опираясь на реальные факты. Оно может быть результатом домыслов, слухов или ошибочного первого впечатления. Не стоит на это обращать внимание, ведь это не ваша, а его личная проблема. Однако в большинстве случаев нужно отстаивать свое мнение. Постарайтесь это сделать спокойно без лишнего возмущения. Будьте настойчивы, но не теряйте чувства такта и умения слушать.