Загрузка

Педиатрия

Как развить память у ребенка: практические советы

Большая часть родителей с гордостью хвастается познаниями любимого крохи. Он еще так мал, а уже декламирует «Мойдодыра» или четверостишия А. Барто. Исключение составляют «молчуны», но это не означает, что они не помнят наизусть читаемые книги. Развивая память с младенчества, вы облегчаете жизнь человека в дальнейшем. Ведь ему предстоит столкнуться с огромным объемом полезной, необходимой информации. Почему же некоторые детки с трудом усваивают школьную программу? Важно ли тренировать способность к запоминанию именно до семи лет?

Содержание статьи
    • Как развить память у ребенка: практические советы

    Память, мышление, интеллектуальные способности детей совершенствуйте с рождения. Об этом уже много лет говорят мировые психологи и педагоги. Детские методики раннего развития рассчитаны на возраст от нуля и выше. И это неспроста. Учеными доказано, что усиленная мозговая деятельность приходится на возраст до трех лет, потом идет некоторое замедление. Именно поэтому карапузы так легко схватывают часто повторяемую информацию, обрабатывают ее в значительных объемах. Чем больше новых знаний получает малыш в это время, тем продуктивнее работают его самостоятельное мышление, способность к запоминанию, логика. Почему же не все детки охотно идут навстречу новым знаниям? Как привлечь непоседу к нужному, полезному чтению, счету, алфавиту?

    Память ребенка и взрослого: в чем отличие?

    Замечали ли вы, как кроха с легкостью поет понравившуюся песенку, но категорически отказывается запомнить первые буквы алфавита? Изо дня в день вы стараетесь научить его счету, но все попытки разбиваются вдребезги. Почему же так? Ответ прост: малышу не хватает мотивации, интереса к предложенному родителями занятию.

    Принципы работы детского мозга существенно отличаются от устоявшегося мышления. Память взрослого опирается на ассоциативный метод фиксирования информации, т.е. делает определенные заметки (механизм опосредованной памяти). Память же маленького человечка не использует вышеуказанный метод. Ее восприимчивость прямо зависит от образности, эмоциональности, красочности события — «картинки», которая оставляет след в детской головке.

    Чем интереснее, ярче новая информация (ее преподнесение), тем быстрее она находит свою «полочку» в голове. Главное — не усложняйте ее подачу.

    Ниже я собрала самые простые, интересные идеи, благодаря которым любимый шалун с легкостью запомнит нужную и важную информацию.

    Полезные советы для родителей: как развить детскую память играя

    1. Развитие с рождения. Общайтесь с грудничком все время его бодрствования. Рассказывайте потешки для самых маленьких, пойте простые песенки, показывайте крупные, несложные картинки, поясняйте особенности окружающего мира. Со временем вы убедитесь, что реакция на уже знакомые стихи, изображения проявляется осознанно. На новые же прибаутки кроха реагирует сдержанно.

    2. Чего не хватает? В эту игру играют уже с годовалым карапузом. Положите перед любимым непоседой несколько игрушек. Попросите закрыть глазки или отвлеките шалуна, при этом быстро один из предметов спрячьте. Проверьте, угадает ли он, чего не хватает.

    3. Карточки Гленна Домана. Начиная с рождения, показывайте грудничку несколько карточек в день. Растущий мозг младенца нацелен на познание, не требует мотивации, как губка впитывает большие объемы незнакомой информации. Не поясняйте, что изображено на картинках, не заостряйте на них внимание. Для просмотра каждой иллюстрации достаточно 1-2 секунд.

    Я на собственном опыте убедилась в уникальности метода Домана. Правда, начали мы заниматься с сынулей, когда ему исполнилось 9 месяцев. Мой карапуз запоминал в день 20-25 названий. Видя, что я только присела отдохнуть, он сразу приносил мне стопку карточек, которые я раскладывала на полу. Начинали с 4 штук, постепенно увеличивая количество. Я по очереди произносила написанное под картинкой, потом просила показать нужную карточку. В пользе занятий я убедилась очень скоро. Большие стихотворения сыночку давались без затруднений. В два года он с легкостью декламировал Пушкина после нескольких прочтений, поражая гостей и родственников. Сейчас школьные стихотворения он учит за 5 минут, получая при этом высший балл.

    4. Аудиосказки. Пользу чтения книг мы не будем затрагивать — это неоспоримый факт! К сожалению, не все родители уделяют достаточное количество времени деткам. Да и не каждый озорник любит сидеть спокойно, слушая детскую поэзию. Для таких шалунов и очень занятых взрослых удобным вариантом будут аудиосказки, ставшие идеальной заменой телевизору, планшету, другим новомодным гаджетам. Их преимущества:

    • заставляют работать мозг, вырисовывают картинку сюжета в голове — просыпаются воображение, смекалка, логическое мышление. При просмотре мультфильмов образ героя задан мультипликаторами. При прослушивании аудиосюжета малыш вносит собственную индивидуальность в историю;
    • исключают чувство вины у родителей (ведь непоседа занят мегаполезным делом, а не предоставлен сам себе);
    • не вредят зрению;
    • развивают словесно-смысловую память, если попросить слушателя пересказать аудиосказку.
    Конечно, аудиосказку не сравнишь с книгой, прочитанной на коленях у папы (мамы). Но благодаря аудиоматериалам малыш познает больше историй, чем ему расскажут родители в свободное время. Не заставляйте кроху слушать! Включайте сказку фоном для игры, совместной деятельности с ребенком, во время творческих занятий, еды, перед сном.

    5. Прошедший день. Полезная зарядка для памяти — рассказ ребенка о прошедшем дне. 50% деток не могут сразу структурированно построить рассказ, вспомнить суть конфликта. Иногда они утверждают, что забыли, чем их кормили в саду, какие уроки заданы или почему ругал учитель (воспитатель). Подобные «отмазки» не значат, что отпрыск лжет. Возможно, он устал, перевозбужден и не способен в данную минуту восстановить цепочку событий, негативные воспоминания. Что делать в этом случае? Не ругайте, накормите, дайте ему отдохнуть, расслабиться в стенах дома. Потом снова ненавязчиво расспросите, задавайте наводящие вопросы, и ребенок вспомнит мельчайшие детали.

    Подобная родительская практика благотворно действует на память, закладывает основу крепких доверительных отношений в семье. Так выходят на поверхность запугивания в саду (школе), конфликты с одноклассниками. Выявляется причина слез, нервозности, агрессии в поведении маленького человека. Малыш привыкает делиться наболевшим с родными. Не ругайте, если кроха действительно виноват! Будьте благодарны за откровенность. Тогда и с первыми подростковыми проблемами сын или дочь придут в семью, домой.

    6. Пересказ увиденного (услышанного) — зарядка для зрительной (слуховой) памяти. Предложите ребенку посмотреть, а после описать витрину, рекламный биллборд, свою комнату, игровую в саду, класс. По дороге домой выучите с ним новое произведение, иностранные слова. Игра «Фотограф» — попросите малыша заглянуть в шкаф, на полку и «сфотографировать» увиденное. Потом рассказать, что и где лежит. Мозг — орган, нуждающийся в ежедневных регулярных тренировках, новых познаниях. Рассказывая об увиденном своими словами, малыш развивает память, речь, художественное восприятие, логическое мышление.

    Общаясь с детьми, не делайте акцент на одном виде памяти (например, заучивание стихов). Старайтесь гармонично развивать подрастающее поколение. Используйте упражнения, вовлекающие в игру двигательные, зрительные, тактильные и слуховые функции детского организма.

    7. Умные сказки, развивающая литература. Старые добрые «Репка», «Теремок», «Колобок» помогают крохе логически восстановить, выстроить сюжет правильно. При запоминании последовательности действий героев тренируется слуховая память.

    8. Веселая зарядка. Делая ежедневно комбинацию упражнений, запоминая танцевальные фигуры, мы тренируем двигательную память. Предложите малышу повторить движения животных (мишки, зайчика, лисички), расскажите об их повадках.

    9. Угадай-ка — игра, направленная на развитие тактильной памяти. Разложите перед учеником 4-5 предметов, когда он закроет глазки, 1 предмет спрячьте и попросите на ощупь определить оставшиеся игрушки, рассказать, какой не хватает.

    10. Каждому слову по паре — тренажер для логики. Предложите ребенку для примера несколько взаимосвязанных словосочетаний, например стол — стул, подушка — одеяло, дверь — окно, рыба — море. Потом произнесите первое слово, а пару ему пусть назовет ребенок.

    Запомните, чем интереснее игра, книга, картинки, тем увлеченней ребенок учится. Детки любознательны по природе. Главная задача родителей — найти подход к любимому чаду, вырастить из него всесторонне развитого человека. А уж без цепкой памяти тяжело добиться успеха во взрослой жизни.