Как только ни называют этот неоднозначный период – трудный, критический, переходный. Детки 11-15 лет уже кажутся повзрослевшими, самостоятельными, но на самом деле эмоционально они совершенно незрелы. Детство подходит к своему концу, а научиться жить взрослой жизнью они не успели, хотя и думают иначе.
Основная мысль подростков: Я – взрослый, хочу самостоятельности, со мной должны считаться.
Для того, чтобы понять причину сложностей подросткового возраста, необходимо изучить его физиологию, а именно – начинающуюся гонку гормонов. Щитовидная железа и гипофиз ускоряют деятельность в несколько раз. Как следствие, происходит увеличение количества половых гормонов и гормонов роста в крови. Это приводит:
- к эмоциональной нестабильности. Бурный смех сменяют слезы. Чувства становятся острее, эмоции зашкаливают. Обычная ситуация может вывести из равновесия. Рассудок горяч, не терпит компромиссов;
- к резкому увеличению массы тела, быстрому росту. В среднем, скачок у девочек приходится на 11 лет, у мальчиков – на 13;
- к началу полового созревания. У мальчиков изменяется голос, появляется растительность на лице, теле, утренняя эрекция. У девочек начинается менструация, увеличивается количество волос в определенных местах. Подростки познают половое влечение.
Родителям следует знать детей, внимательно следить за ними в этот период, уделять много внимания, проводить время за доверительными беседами ежедневно. На первый взгляд спокойный, уравновешенный ребенок может в душе переживать эмоциональную бурю, сильную депрессию.
Два варианта протекания кризиса подросткового возраста
1. «Возраст независимости»
- бунтарство;
- иконоборчество;
- падение успеваемости в школе;
- ревностное отношение к личному пространству;
- грубое поведение с близкими;
- смена приоритетов;
- дисгармоничность;
- негативизм;
- упрямство;
- полное отрицание авторитета взрослых.
2. «Возраст зависимости»
- полная инфантильность в поступках, решениях, подчинение мнению большинства («стадный» инстинкт);
- чрезмерная зависимость от родных, послушание;
- возврат в эпоху детства – просмотр забытых мультфильмов, чтение сказок. Иногда меняется манера поведения;
- несамостоятельность.
На первый взгляд второй вариант кажется приемлемым. Некоторые взрослые мечтают о послушном паиньке, который нескоро покинет родительское гнездо. На самом же деле такое «гармоничное» развитие ситуации не менее страшно, чем бунтарство, упрямство, агрессия. Природа неспроста задумала этот период. Подростковый возраст – время, направленное на развитие у ребенка определенных качеств – самостоятельности в принятии решений, совершении поступков, на познание себя как зрелого человека, на появление взрослой позиции к окружающим, всему миру в целом.
Что изменяется в ребенке?
1. До 11 лет дети изучают внешний мир, не задумываясь о внутреннем. По мере взросления подростки начинают «копаться» в собственных мыслях, желаниях, поступках, переживаниях, эмоциях. Осознают свое место в жизни, личную уникальность.
2. Стремительно развиваются критическое мышление, максимализм, диктующие однозначные ответы на поставленные вопросы. Именно отсюда вытекают все скандалы с близкими, друзьями. Дети подросткового возраста не идут на компромисс, требуют полного согласия со своей точкой зрения. Логический ход мыслей лидирует.
3. Потребность в признании окружающими. Для детей становится неважно мнение близких. Они идут на улицу за ответами, доверительными отношениями. Зачастую чужие родители кажутся лучше, друзья выходят на первый план, случается влюбленность.
В итоге появляются: потребность в личном пространстве, повышенный интерес к своей внешности, резкость, бескомпромиссность суждений, заинтересованность противоположным полом (сексом), ранимость наряду с показной холодностью, стремление к свободе. Ни в коем случае не придумывайте ласкательных прозвищ (моя пышечка, мой ненаглядный носатик) – это может привести к печальным последствиям: булемии, анорексии, развитию комплексов.
Помните: нельзя стать другом ребенку за один день – к этому нужно стремиться на протяжении всей жизни. Говорите с ребенком чаще, обсуждайте то, что его беспокоит, объясняйте причины изменений его поведения, купите литературу о физиологических процессах в организме. Очень хорошо, когда взрослый предоставляет подтверждение своим словам, ведь этот период характеризуется недоверием. Контролируйте, но ненавязчиво. Оговорите поставленные границы – подросток должен знать, что не все ему сойдет с рук. Научите справляться с нахлынувшими эмоциями, брать за них ответственность. Никогда не обвиняйте – любой разговор должен быть наполнен доверительной теплотой, пониманием, поддержкой. Интересуйтесь его жизнью, не стесняйтесь говорить о сексе. Подросток должен знать, что может на вас положиться в любой ситуации.
Если чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за помощью к психологу!