В древности все непонятное, непривычное, необычное часто пугало людей и заставляло их относиться к подобным явлениям с негативным оттенком. На Руси левшам запрещалось давать показания в суде, средневековые служители церкви обвиняли их в способности к колдовству, а в Японии склонность женщины к работе левой рукой могла стать существенным основанием для развода.
Во многих языках для слова «правша» однокоренными выступают «правда», «право», «справедливость», а «левша» переводится как «неискренний», «неловкий», «неумеха».
Неуклюжесть левшей объясняется тем, что многие инструменты и бытовые приборы разрабатывались с учетом доминирования правой руки. Именно поэтому левши более подвержены заболеваниям суставов, а также чаще получают производственные травмы. Например, устройство ленточной пилы заставляет их держать руки очень близко к лезвию, а пользование ножницами происходит почти вслепую.
Однако в такой «дискриминации» есть и положительные моменты. Левшам приходится развивать обе руки, что дает им преимущество в некоторых профессиях. А футболисты, теннисисты, боксеры или борцы могут освоить множество приемов, недоступных праворуким.
Еще в двадцатом веке во многих странах мира левшей принято было переучивать. С появлением массового обучения письму такая задача легла на школу. Методы изменения активности рук были жесткие и бескомпромиссные. Ребенку могли привязать левую кисть к туловищу или надеть на нее перчатку. Все это негативно отражалось на психическом состоянии малыша, приводило к замедлению физического и речевого развития, понижало общее настроение и успеваемость в школе. На сегодняшний день практически все государства отказались от подобной системы обучения и разрешают левшам писать так, как им удобно.
Особенности развития ребенка левши состоят не только в активном использовании левой руки. Такие дети имеют и психологические отличия. Они более эмоциональны, чувствительны и ранимы. Часто малыши наделены музыкальным слухом, актерским талантом, способностями к прикладному творчеству. Однако говорить они начинают позже сверстников, к тому же произношение некоторых звуков часто вызывает у них затруднение вплоть до школьного возраста.
Сложность ориентации в пространстве – одна из частых проблем левшей. Чтобы помочь детям не отставать от сверстников на занятиях физкультуры или танцев, можно отметить какую-либо руку, надев на нее часы или колечко. Также следует часто проговаривать стороны при занятиях с кубиками, конструктором и в дидактических играх. Это очень поможет ребенку при обучении чтению и письму.
Ведь то, что для правшей совершенно не требует разъяснений, для левшей становится непростой задачей. Например, строчка текста. Малыши нуждаются в постоянном напоминании о том, где находится ее начало, середина и конец, а чтобы она не «потерялась», часто требуется непрозрачная линейка или кусок картона. Еще больше усилий нужно приложить ребенку для написания текста. Среди левшей распространено зеркальное письмо, то есть написание букв и цифр в обратную сторону. Кроме того, отличается расположение тетради и держание ручки в руке.
При поступлении ребенка в школу отдайте предпочтение обычной учебной программе без дополнительной нагрузки и углубленного обучения. А заведения с железной дисциплиной и строгим уставом вообще нежелательны для детей с активной левой рукой.
Психологи не советуют акцентировать внимание ребенка на его особенности. Постоянное раздражение родителей по поводу неуклюжести движений может понизить самооценку и сформировать поведение неудачника. Из-за особенностей нервной системы такие дети быстро переутомляются и требуют перерывов через каждые полчаса обучения. Зато любимым делом, будь то творчество или музыка, они могут заниматься долго и с удовольствием. Поэтому нужно разглядеть способности и дать малышу возможность развить их. Для левшей хорошо подходят занятия спортом, задействующим обе руки: плаванье, коньки, лыжи.
В последнее время появляется множество предметов, рассчитанных на людей с активной левой рукой. Однако их приобретение не всегда оправданно. Привыкнув только к таким зеркальным часам, линейке, бытовым приборам, человек почувствует абсолютную растерянность и беспомощность при их отсутствии. Поэтому для лучшей адаптации следует постепенно развивать правую руку ребенка.
Когда малыш поймет, что он не такой, как все, – окажите ему максимальную поддержку. Расскажите, что много достойных и замечательных людей также были левшами. Помогите ему пережить процесс адаптации и максимально реализовать себя в современном мире.