Загрузка

Логопедия

Нарушение темпа речи

Темп речи определяют скорость произнесения слов, а также частота и длительность пауз между ними. Нормой считается выговаривание от 10 до 15 звуков в секунду. Чрезмерное замедление или ускорение речи являются логопедическими нарушениями и требуют ежедневной работы над дикцией и дыханием. Зато результатом приложенных усилий станет возможность легко и свободно общаться.

Содержание статьи
    • Нарушение темпа речи

    Тахилалия – это ускоренный темп речевого потока. Она часто встречается у дошкольников. Маленькие дети говорят быстро, так как тормозные процессы центральной нервной системы еще развиты слабо и им трудно себя контролировать.

    С возрастом речь часто исправляется самостоятельно, однако некоторые причины могут затормозить избавление от тахилалии. К ним относятся:

    • гиперактивный, возбудимый темперамент;
    • копирование торопливой манеры окружающих.

    Иногда ускоренный темп речи является признаком психиатрических патологий или сопутствует росту опухолей головного мозга.

    Речевыми симптомами тахилалии считаются:

    • произнесение 20 – 30 звуков в секунду;
    • «проглатывание» слов и слогов;
    • невнятность произношения;
    • потеря предложений при пересказе.

    К неречевым симптомам относятся:

    • яркая мимика лица, хаотичные движения руками;
    • невозможность надолго сосредоточить внимание;
    • беспокойный сон, потливость, тахикардия.
    В переходном возрасте тахилалия может усилиться и привести к заиканию.

    Кроме логопеда, диагностику проводят невролог и психотерапевт. К инструментальным исследованиям относятся:

    • МРТ головного мозга;
    • электроэнцефалография;
    • эхо–ЭГ.

    Лечение следует начать сразу после установления диагноза.

    К медикаментозной терапии относят прием препаратов седативного действия. Помогут успокоить возбудимого малыша ванны с морской солью, гидромассаж. Не стоит отказываться от лечебной физкультуры, но проводить ее нужно лишь под тихую спокойную музыку.

    Занятия с логопедом включают в себя несколько ступеней. Сначала необходимо создать условия, при которых ребенок будет некоторое время молчать. Затем, с помощью громкого чтения вслух, постепенно формировать правильный темп. На групповых сеансах нужно научить ребенка слушать товарищей и вступать в разговор только по сигналу педагога. На заключительном этапе вводятся пересказы, инсценировки, чтение про себя и выступление перед коллективом.

    Брадилалия – это существенно замедленный темп речи, а также монотонность голоса и растянутое произношение звуков. Люди с таким нарушением испытывают трудности в общении, так как окружающие ощущают утомление или раздражение при разговоре с ними.

    Для некоторых северных народов неторопливый темп речи считается нормой.

    Причины брадилалии:

    • флегматичный, медлительный характер;
    • наследственная предрасположенность.

    Иногда она является следствием перинатального поражения ЦНС, признаком олигофрении, энцефалита, менингита, а также опухолей и черепно-мозговых травм.

    Речевые признаки:

    • замедленная внешняя и внутренняя речь;
    • монотонный, невыразительный голос;
    • длинные паузы между словами;
    • появление назального оттенка в голосе;
    • растянутое выговаривание звуков.

    К неречевым проявлениям относятся:

    • вялость, неуклюжесть движений;
    • амимичность лица;
    • замкнутость, необщительность.

    Диагностика также проводится несколькими специалистами для исключения похожих нарушений и выявления возможных заболеваний.

    Лечение брадилалии должно проводиться комплексно и регулярно до полной нормализации темпа речи.

    Укрепление нервной системы осуществляется с помощью лекарственных средств и физиотерапии. Занятия лечебной гимнастикой проводятся под энергичную громкую музыку с использованием подвижных игр, пения и танцев.

    Логопед занимается с такими детьми, используя логоритмику. Эта методика включает в себя многократное повторение фразы под заданный хлопками ритм. Со временем можно перейти к разучиванию речевок и скороговорок. Еще одной задачей является добавление эмоциональности. Для этого дети описывают картинки, на которых герои радуются, грустят, сердятся, а затем участвуют в специальных театральных постановках. Коррекция невозможна без участия родителей. Ежедневно утром и вечером нужно проговаривать все задания, полученные от воспитателя.