Загрузка

Психология

Нейропсихологическая коррекция: как помочь детям эффективно учиться в школе

Григорьева
Александрина Андреевна
Психотерапевт, Психолог

Школа — один из важнейших социальных институтов в жизни ребенка. Отдавая туда свое чадо, каждый родитель непременно сопровождает процесс наставлением: «Учись хорошо, будь отличником!» Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок был успешен и стал предметом семейной гордости. Однако родительские ожидания не всегда оправдываются. Учеба в школе, с одной стороны, становится «лакмусовой бумажкой», проявляющей проблемы, которые ранее не замечал родитель (или не хотел замечать). С другой — своеобразным «триггером», запускающим многие нежелательные неврологические процессы.

Содержание статьи
    • Нейропсихологическая коррекция: как помочь детям эффективно учиться в школе

    И тогда у родителей младших школьников появляются бесчисленные жалобы, связанные с проблемами школьного обучения. Можно привести достаточно примеров таких сетований:

    • ребенок допускает «глупые ошибки»: не пишет с красной строки, «теряет» буквы, забывает применять элементарное правило написания имен собственных;
    • не замечает своих ошибок на письме;
    • очень долго делает домашнее задание, постоянно нуждается в привлечении взрослых для его выполнения;
    • отвлекается на уроках: не записывает домашнее задание, не слышит учителя и т. д.

    Внимание, родители: когда дело не в лени

    Чаще всего родители пытаются решить проблему только при помощи усиления педагогического воздействия: стараются больше заниматься, «натаскивают» детей, ведут назидательные беседы. Но не всегда проблема оказывается решаема такими способами.

    Ребенок, несмотря на внушения старших, испытывает устойчивые сложности как на уроках, так и при выполнении заданного на дом, не успевает за своими сверстниками в классе. И самый печальный расклад таких событий — утрата учебной мотивации к окончанию начальной школы. Поскольку у малыша «долго не получается», то пребывание в хроническом состоянии неуспеха и трудностей попросту демотивирует его!

    Тогда ребенок отказывается идти на занятия, прогуливает уроки (в средней и старшей школе). У него развивается негативная самооценка: ученику кажется, что он глупый и неспособный.

    Часто такие дети пытаются привлечь внимание другими, не самыми социально приемлемыми способами: кривляются, гримасничают, шалят на уроках или вовсе их срывают. Данное поведение является уже вторичным дефектом, указывая на то, что проблема стала хронической и других способов ее решения ребенок не смог найти.

    Если ситуация не решается педагогическими способами, это не значит, что малыш ленится или упрямый. Это указывает скорее на то, что есть проблемы в созревании, обусловленные нейропсихологическими механизмами. Ведь высшие психические функции, такие как мышление, речь, память, внимание и другие связаны с мозговой активностью.

    У кого-то отдельные структуры мозга развиваются быстрее, у кого-то медленнее. Несформированность некоторых из них не дает возможности решить возникшие у ребенка проблемы обычными общепринятыми педагогическими способами.

    Признаки снижения нейродинамических показателей

    Частыми причинами малоуспешного обучения в школе являются сниженные нейродинамические показатели ребенка или слабый уровень мозговой активности. Такие дети быстро истощаемы, очень долго сидят с домашним заданием без вразумительного результата, трудно встают по утрам в школу, спустя некоторое время после выполнения учебной деятельности начинают крутиться, ерзать на стуле, отвлекаться, не могут долго концентрировать свое внимание.

    При этом общий интеллектуальный уровень ребенка может быть достаточно высок. О таких детях говорят: «Умный, но ленится».

    Снижение нейродинамических показателей не позволяет ребенку полноценно проявить свои интеллектуальные способности. Часто к указанным сложностям присоединяются неврологические проблемы: тики, энурез, энкопрез, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость.

    Дигностика и лечение

    Что важно вовремя сделать родителям? Первоочередной задачей для помощи таким детям становится проведение специальных нейропсихологических мероприятий.

    Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) направлена на переструктурирование нарушенных или дефицитарных функций мозга, создание возможностей для так называемого дозревания мозговых структур, а также для освоения компенсирующих средств, чтобы ребенок мог самостоятельно справиться с возникшими трудностями.

    • Основа для составления индивидуальной нейрокоррекционной программы — нейропсихологическая диагностика, позволяющая точно определить, как работает мозг маленького пациента, качественно ли он усваивает информацию, как функционируют и сообщаются друг с другом левое и правое полушария, насколько мозговые структуры позволяют обеспечить эффективность умственной деятельности ребенка.
    • По результатам нейропсихологической диагностики составляется план индивидуальной коррекционной работы.
    Важно отметить, что интенсивное созревание мозга ребенка завершается приблизительно к 10 годам.
    • В этом возрасте уже сформированы основные комиссуры мозга (то есть пути, обеспечивающие «диалог» правого и левого полушарий). Далее эволюция мозга переходит на экстенсивный этап, то есть меняется не качественно, а количественно.
    • В связи с этим наиболее сензитивным периодом для нейрокоррекции является возраст до 9-10 лет. После него эффективность исправляющего воздействия снижается.

    Как помочь таким деткам?

    Одно из направлений нейропсихологической коррекции — использование методов двигательной активности. Комплекс специальных динамических упражнений позволяет повысить уровень активации мозга, нормализовать мышечный тонус, развить межполушарные взаимодействия, сформировать произвольное внимание, улучшить показатели сенсомоторной активности и т. д.

    Очень эффективно включение двигательных упражнений, освоенных ребенком в процессе нейрокоррекции, в виде физкультурных пауз при выполнении домашнего задания. Немаловажным фактором для таких детей является помощь родителей:

    1. организация общеукрепляющих мер (массаж, водные процедуры, прогулки после уроков);
    2. соблюдение режима дня;
    3. снижение учебных и внеучебных нагрузок;
    4. если стоит вопрос о выборе секций и кружков, то лучше, если они будут спортивными или связанными с движением.

    Родители также в силах помочь детям контролировать время на выполнение домашнего задания, выделять паузы 10-15 минут после каждого академического часа учебной работы. Если ребенок обладает истощаемой нервной системой, быстро утомляется, рано начинает ерзать на рабочем месте — важно выполнять учебные задания не более 20 минут, после чего должен следовать перерыв.

    Также можно предложить школьнику различные формы самостимуляции нервной системы: например, помять руками и ногами подушечки с крупой, покатать ножками под столом мячик и т. д.

    «Нет» гаджетам!

    Часто в виде релакса и перерыва дети используют просмотр телевизора или игры на планшете. Такие виды «отдыха» еще больше снижают показатели нейродинамики, истощают ребенка и приводят к усугублению школьных проблем.

    В целом, соблюдение данных рекомендаций, а также своевременная нейропсихологическая коррекция позволят ребенку сохранить желание учиться и даже стать успешнее — как в учебе, так и в жизни.