Загрузка

Полезно знать

Почему дети плохо учатся

Распространение домашнего обучения в последнее время набирает обороты. Родители все чаще предоставляют возможность детям получать знания вне стен общеобразовательных заведений. Изначально я была противником такого образования, однако увидев результаты столь радикального метода на примере знакомых, задумалась над перспективами внешкольного подхода для собственных детей. Чего же не хватает нынешней школе, раз родители готовы отказаться от нее?

Содержание статьи
    • Почему дети плохо учатся

    Минусов в сегодняшней системе образования много. О них мы узнаем с младшей школы: со слов недовольного первоклассника, из его медицинской карточки, по незавидным оценкам в дневнике, на родительских собраниях. Нам обещают реформирование системы, корректировку ее под стандарты ХХІ века, однако мы почему-то уверены, что в ближайшее время этого не случится. А ребенка нужно растить Человеком немедленно.

    Что же такого непривлекательного в нашем образовании? Почему для детей посещение школы воспринимается как обуза? Что мешает ребенку получить знания, которые обеспечат ему успех в будущей карьере? Проблема лежит в том, что понятия «экономическое развитие страны» и «основы образования» – далеки друг от друга, лежат в разных плоскостях. Общеобразовательное учреждение должно быть источником человеческого капитала, а основа прибыльной экономики – это творчество и инновации, аккумулируемые в таком капитале. Заложены ли эти основы в наших школах, колледжах и университетах?

    По мнению опытных психологов и неврологов, современное школьное образование несовершенно по нескольким ключевым пунктам.

    • Игнорирование особенностей детской возрастной нейропсихологии. Система не учитывает потребности ребенка на разных стадиях развития мозговых механизмов.

    Любой опытный невролог объяснит, что приковать к парте первоклашку на 35-45 минут – верх невежества, тем более что к этому возрасту эмоционально-волевые процессы созревает только у 50% деток. Недостаточно образованные педагоги считают неусидчивых детей неуспевающими, но это чудовищная ошибка. У такого ребенка еще окончательно не созрели необходимые для самоконтроля стволовые структуры, базальные ядра и новая кора, отвечающая за такие нервные функции, как мышление и речь.

    Родители, занимающиеся ранним развитием своих деток, также должны учитывать особенности нейропсихологического формирования детского мозга. Не следует от малыша требовать то, что он по возрасту просто не в состоянии выполнить. Таким образом можно только сломать детскую психику.

    Для того чтобы обучение для 6-7-леток не стало пыткой, нужно вовлекать в учебный процесс интерактивные игры и интересные способы нейрокоррекции/стимуляции, что позволит ребенку органично развиваться без ущерба здоровью и психике. Обратите внимание, что психолог в постсоветской школе не занимает должного места, считается второстепенным. Однако школьная система должна быть результатом совместной работы талантливых педагогов и опытных неврологов, иначе успеха не будет, как мы видим это сейчас.

    • Переориентация системы с самого школьника на выполнение программы обучения. Часто мы слышим от детей: нам добавили еще один урок, чтобы «догнать программу»; на уроке учитель рассказывал несколько тем, так как мы отстаем. При этом психологическое и физиологическое состояние учеников не учитывается. В этом вопросе педагог выступает на стороне системы, а не ребенка. Решите, на чьей стороне вы! Ваше чадо проводит иногда по 8 часов в школе в напряженном режиме умственной деятельности, при этом встает рано, не выспавшись, и продолжает учебу дома, так как домашнее задание никто не отменял.

    Режим постоянного тонуса, недосып и переутомление провоцируют состояние стресса. Мозг «выживает», а не развивается. Иммунитет ослабляется, ребенок начинает постоянно болеть. Болезнь – естественный способ организма уйти от стресса. В таком тотальном напряжении уже никто не говорит о творчестве и способности к инновациям.

    Если покопаться в программе, то вы не найдете там практического пункта, отведенного формированию у детей социального и эмоционального интеллекта. Они не способны понимать поведение других людей, предсказывать их поступки, поэтому тяжело проходят социальную адаптацию. Выпускник школы – часто не успешный молодой человек, получивший багаж знаний и готовый встретить большой мир, а болезненный индивидуум с нарушенной нервной системой.

    • Попустительство в отношении здоровья. Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью и телу, к сожалению, не заложено в уроках физкультуры. Форма, в которой преподносится физподготовка, не предусматривает воспитания у ребенка ответственности за свое физическое состояние. Более того, выпускники младшей школы обзаводятся нарушениями осанки, сколиозами разных степеней и плоскостопием. Вот тут сталкивается система здравоохранения с системой образования. Первая пытается решить то, что наделала вторая, однако 11 лет обучения накладывают неизгладимый отпечаток на здоровье формирующегося организма.

    Наша учебная программа ориентирована на тезис «физкультура нужна, чтобы дети могли подвигаться и выплеснуть накопившуюся энергию», что никоим образом не приближает ребенка к осознанию значимости своего тела как средства достижения целей и воплощения идей в жизнь.

    • «Впихивание» знаний вместо формирования характера. Общеобразовательное учреждение должно дать ученику знания и воспитать качества, которые ему понадобятся в жизни для достижения успеха. Кроме этого, школа обязана развить критическое мышление у ребенка, отвечая на вопрос не «что» я думаю, а «как». Постсоветское же образование нацелено на подчинение и внушение, а не на анализ информации. За эту функцию отвечает неокортекс, или «высший мозг», но если его не развивать, то он атрофируется.

    Сознательным родителям, вероятно, стоит оставить попытки перебороть систему, так как на это нужны силы и время, а ребенок растет быстро. Им следует взять личную ответственность за воспитание своего дитя и формирование у него навыков и компетенций, необходимых для успешной жизни. А это значит, найти эффективную форму образования (например, «хоумскулинг»).