Итак, ребенку предлагается поднять широко расставленный язык над верхними зубами с внутренней стороны и продолжительно извлекать звук похожий на «зж» (должно быть слышно что-то среднее между указанными звуками: «з» переходящий в «ж» или наоборот) или по-другому: положение языка на альвеолах, при этом необходимо проговаривать звук «д» многократно (поскольку язык не у зубов, звук «д» не четкий).
Важно наблюдать за тем, чтобы язык оставался широким и был в сильном напряжении. Во время извлечения звуков ребенком его или собственным прямым указательным пальцем (вымытым начисто, с полностью остриженным ногтем, во избежание царапанья языка), обернутым в носовой платочек, подложенным под кончик языка, нужно производить частые колебательные движения из стороны в сторону, благодаря чему можно слышать рокочущий звук. (Можно заменить палец пустышкой, набив ее плотно ватой, или удалив щетину из зубной щетки с закругленными углами, сделать пластмассовый шпатель). Когда такая постановка руки станет для ребенка привычной, а язык перестанет соскальзывать с пальца (пустышки, шпателя), вызывать колебания языка малыш сможет без чьей-либо помощи.
Если же язык не будет широкий и напряженный, поддерживающий палец (или вспомогательный предмет) поведет его следом и дрожание совершаться не будет. При этом будет получаться звук, близкий к «дл». Логопеды предлагают сравнить язык малыша со стойким оловянным солдатиком или струной. Если струна в натянутом положении, то, проведя по ней, происходит ее дрожание и струна начинает издавать звук, но в ослабленном состоянии струны, желаемого звука мы не услышим. Это упражнение очень интересно детям, и они его выполняют с удовольствием.
По достижении вибрирующих движений кончика языка посредством механической помощи, их продолжительность удлиняют и неспешно переходят к тому, что малыш вначале упражнения достигает вибрации языка с помощью пальца или шпателя, а потом самостоятельно.
Иногда достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту для самоуспокоения, не дотрагиваясь до языка, а когда его кончик языка начинает самостоятельно вибрировать, надобность в таком дополнительном действии отпадает. Если же довольно длительный период не вырабатывается самостоятельная вибрация кончика языка, приступают к автоматизации звука «р» в слогах и словах, добиваясь его раската с механической помощью.
Можно добиться вибрации кончика языка таким способом: ребенку необходимо предложить, открыв рот, присасывать язык к небу, и дуть на него, не отпуская. В момент отрыва языка от неба, резким толчком выдыхаемого потока воздуха вызывается кратковременная вибрация кончика языка. Это упражнение фиксирует у ребенка ощущение вибрирования кончика языка, в последствие чего в дальнейшем он самостоятельно может вызвать этот звук.
Второй способ этого упражнения (с механической помощью). Ребенку нужно поднять язык к небу, максимально растянув «уздечку». После этого большим и указательным пальцами необходимо боковые края языка плотно прижать к небу. Срединная область языка и «уздечка» прижиматься не должны. Далее нужно сделать глубокий вдох, и выдувать воздух с силой с включением голоса. Язык увеличивается, и произносится звукосочетание «тж» (некоторые дети сразу издают звукосочетание «тр» или «др»). Зубы во время прохождения упражнения открыты на расстоянии 7-10 см. Необходимо много раз повторять действия, каждый раз усиливая напор воздуха. Звукосочетание «тж» со временем трансформируется в «тр» или «др». Обязательно наблюдайте за тем, чтобы кончик языка ребенка вибрировал и прикасался к небу, а края языка – к боковым краям верхнего ряда зубов. Под влиянием сильной струи воздуха непроизвольно звучит краткое «тр-тр» («др — др»).
Могут происходить некоторые неточности: пальцы схватывают «уздечку», и при выдувании воздуха вибрации не происходит; воздух курсирует не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; слабая струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» («др») мы слышим «тл», свидетельствует о том, что сам язык произвольно работает (вибрировать он должен под напором сильного потока воздуха), при этом он должен тщательно прилегать к небу и быть в неподвижном состоянии; не добивайтесь постановки звука «р» у ребенка подражанием вам. При верном произношении звука вибрация происходит на кончике языка, а при неверном – достаточно часто вибрирует или «язычок», или корень языка.
После того, как произношение короткого «тр» («др») полностью понятно ребенку и закрепилось в его памяти, следует переходить к тренировке раскатистого длительного «тр» («др») – вначале с помощью пальцев, а после и без нее.
Любой из приведенных этапов не требует спешки. Удача может улыбнуться ребенку с первого раза, и он произнесет раскатистый «р», но процесс может процесс затянуться на несколько месяцев. Главное, ребенку стоит выполнять описанные упражнения постоянно, а лучше всего, ежедневно. Применяя один из способов в постановке звука «р», не спешите бросать его и переключаться на другой. Все-таки данная работа требует чуточку терпения.