Загрузка

Психология

Самооценка и качество жизни

На мой взгляд, само слово «самооценка» — это некий каламбур, потому что чаще всего в его основе оценки окружающих. И в этом основная драма. Оценка себя может быть высокий или низкой, в зависимости от ситуации, но если она при этом адекватна происходящему и основана на системе ценностей самого человека, то она помогает, а не мешает развитию. Жизнь с самооценкой, основанной на внешних мнениях, похожа на попытку достичь баланса, стоя на одной ноге на спине черепахи. Вроде поверхность устойчива, скорость небольшая, падать не высоко, но направление движения неизвестно, а баланс хрупок.

Содержание статьи
    • Самооценка и качество жизни

    Я хочу показать, как самооценка влияет на качество жизни и отношений с окружающими и что мы можем сделать для себя, чтобы управлять своей самооценкой, а не идти у нее на поводу.

    Определение самооценки

    Под самооценкой в психологии принято понимать комплексную оценку человеком себя, своих достоинств и недостатков, своего места в обществе. От этого во многом зависят качество его взаимоотношений, профессиональные успехи, его требовательность к себе и другим.

    Источники самооценки

    Детство — время, когда формируется основа будущей самооценки. Именно родители транслируют ребенку прямые и косвенные сообщения о его ценности для них, показывают ему какой он: хороший или плохой, сильный или слабый.

    Поэтому важно, проявляют ли родители безусловную любовь, одобрение и принятие, или же их тепло и внимание нужно заслуживать особенным поведением и успехами.

    Ребенок копирует не только поведение взрослых, но и их отношение к самому себе. И, становясь взрослым сам, продолжает смотреть на себя, оценивать свои действия глазами родителей.

    • Если от ребенка в детстве ожидали большего, на что он был способен из-за индивидуальных или возрастных особенностей, критиковали или вздыхали о том, что «вот другие дети...» — таким образом формировалась основа для заниженной самооценки.
    • Когда же родители подчеркивали особенную развитость ребенка в сравнении со сверстниками, хвалили и поощряли даже самые незначительные достижения (утрированный пример: пятилетка собрал конструктор быстрее всех трехлеток) — то создавали условия для неадекватно завышенной самооценки.

    Основой для адекватной самооценки является прежде всего способность объективно оценивать свои успехи и ошибки, соизмерять свои возможности с реальностью, не принижая и не завышая их.

    Суть адекватной самооценки состоит в том, чтобы реально оценивать свои возможности, не занижая их и не завышая.

    В подростковом и юношеском возрасте самооценка продолжает зависеть от значимых близких (в том числе от мнения референтной группы) и поэтому нестабильна. Когда же человек выходит из-под опеки родителей, начинает принимать решения самостоятельно на основе собственных желаний и ценностей, то появляется выбор: будет ли самооценка зависеть от других людей или от личных критериев и представлений о самом себе.

    Референтная группа — определенное сообщество людей, на стандарты и ценности которого человек ориентируется в оценке себя и своих действий, стремится быть принятым членами этой группы.

    Когда человеку важно мнение окружающих, насколько он хорош для них и соответствует ли он их ожиданиям, то он, по сути, ориентируется на их систему ценностей и видение мира. Кроме того, люди вокруг нас могут быть искренними, добрыми и справедливыми, а могут быть в дурном настроении или недовольными собой и всем на свете, включая нас. И тогда нашу так называемую самооценку будет штормить. И нас вместе с ней.

    Вредные советы против адекватной самооценки

    1. Сравнивайте себя с другими людьми — коллегами, одноклассниками, Марком Цукербергом.
    2. Смотрите на себя смиренным взглядом: что выросло, то выросло и не надо прыгать выше головы.
    3. Обязательно спрашивайте мнения окружающих о самом себе, своих талантах и характере — им со стороны всегда виднее, на что вы способны, и какой вы человек.
    4. Обязательно стремитесь делать все идеально и не прощайте себе ошибок. И вообще никому не прощайте несовершенства. Перфекционизм — и ни шагу назад!

    И тогда нестабильная и неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка вам обеспечена.

    10 признаков неадекватно заниженной самооценки

    1. Постоянное недовольство собой и окружающими.
    2. Повышенная чувствительность к любой критике.
    3. Стремление быть для всех хорошим и правильным.
    4. Страх будущих ошибок и зацикленность на прошлых.
    5. Бесконечное чувство вины (любовь к самообвинению).
    6. Зависть вместо искреннего восхищения.
    7. Общий пессимистический взгляд на события и себя самого.
    8. Стремление к идеальному результату без учета объективной реальности и отказ от действий, если идеал оказывается не достижим.
    9. Перманентная готовность к обороне, любое замечание воспринимается в штыки.
    10. Нерешительность, тяжелое переживание малейшей неудачи или оплошности.
    • Самооценка и качество жизни

    Последствия

    1. Другие для меня важнее, чем я сам.
    2. Физическая и эмоциональная угнетенность, депрессивность.
    3. Перфекционизм: я недостаточно хорош и/или я не имею права на ошибку.
    4. Фокусирование на недостижимых целях — отказ от движения совсем, так как все равно не получится или получится не достаточно хорошо (смотреть пунтк 3).
    5. Мотивация через пинки, упреки и страх.

    Человек с низкой самооценкой себя не любит и пытается обесценить, раскритиковать других, принизить до своего уровня, чтобы не испытывать еще больших страданий.

    6 признаков неадекватно завышенной самооценки

    1. Необоснованная самоуверенность.
    2. Постоянная потребность в похвале.
    3. Резкое неприятие любой критики.
    4. Стремление быть в центре внимания.
    5. Высокая требовательность к окружающим.
    6. «Есть мое мнение и неправильное».

    Интересно, что ряд признаков и последствий одинаков для любого полюса неадекватной самооценки, например, перфекционизм и страх облажаться, потерять лицо.

    3 отличительные черты человека с адекватной самооценкой

    1. Любовь к себе, отношение к миру «Я — Ok, Ты — Ok».
    2. Уверенность в себе, вера в свои способности, опора на свои сильные стороны.
    3. Самоуважение и способность отстаивать свои ценности.

    О том, как формировать свою самооценку, чтобы она поддерживала вашу уверенность и приятные отношения с самим собой и окружающими поговорим в следующей статье.