Проявление нарушения контроля у детей и его причины
Синдром эпизодического нарушения контроля у детей выражается во вспышках гнева. Малыш начинает вести себя нетипично злобно, топая, пытаясь ударить, кусаясь, говоря матерные слова, услышанные им от взрослых. Эти приступы не являются запланированными или контролируемыми, они часто сопровождаются потерей памяти, усталостью и выраженным чувством вины. При этом сами приступы в большинстве случаев длятся недолго, около двух минут и меньше.
Чаще всего приступам гнева подвержены дети в возрасте до четырех лет. Если приступы нарушения контроля у детей длятся недолго, то это нормальное явление, которое со временем затихает. При этом не стоит расценивать приступы гнева как попытку привлечь внимания, и уж тем более как попытку обидеть окружающих или нанести им вред. Дело в том, что гнев является типичной и вполне естественной реакцией ребенка на те или иные ситуации, требующие от него определенного нервного напряжения. Когда малыш сталкивается с испытанием и не может сразу его преодолеть, он злится. Также он злится, когда пытается выразить свою самостоятельность. Консультация врача-невролога и проводимые обследования подтверждают абсолютно нормальную работу головного мозга, который подвержен эпизодическим нарушениям контроля.
Следующие факторы усиливают подобные эмоциональные разрядки:
- усталость;
- особенности характера и темперамента;
- напряженная обстановка в семье и окружении;
- юный возраст.
Кроме того, нарушение контроля у детей, страдающих аутизмом, – это привычное явление.
Еще одна проблема, которая усиливает вспышки гнева, – это так называемый синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью. При этом расстройстве человек склонен совершать необдуманные поступки, у него есть определенные сложности с концентрацией внимания.
Решение проблемы эпизодов нарушения контроля у детей
В основе решения данной проблемы лежит поиск причины ее возникновения. По какой причине ваше чадо злится чаще всего? Решив этот вопрос, вы сможете локализовать тот фактор, который вызывает самую бурную реакцию. Сами же приступы стоит просто игнорировать, однако после их преодоления стоит обсудить с ребенком возникшую ситуацию.
Нельзя позволять маленькому человеку думать, будто он болен или с ним что-то не так. Из-за отсутствия контроля многие дети страдают чувством вины. Это нельзя поощрять и тем более развивать. С малышом надо спокойно и доброжелательно поговорить (но не успокаивая его, так как это помешает его концентрации на самом содержании разговора) о том, что вызывает его гнев. Надо объяснить, как можно выразить свое неудовольствие менее деструктивным образом. За приступы гнева нельзя ругать и нельзя стыдить. В большинстве случаев это небольшая проблема, требующая внимания. Разумеется, разговоры помогают только в том случае, если ребенок уже достаточно взрослый и развитый для того, чтобы понимать, что ему говорят. В случаях нарушения контроля у маленьких детей игнорирование их поведения – единственный способ, который поможет справиться с данной проблемой.
Чаще всего малыш приступы гнева просто перерастает. Но если со временем они только усиливаются и приобретают нетипичные симптомы, стоит записаться на прием к врачу-невропатологу. Врач определит состояние пациента, проведет ЭЭГ, подробный анализ того, что именно вызывает приступы гнева. Тем не менее, чаще всего ребенок в медицинской помощи не нуждается.
С другой стороны есть необходимость с воспитательных мерах. Сами родители должны быть примеров для ребенка, им стоит учить его правильно выплескивать гнев (но не подавлять), а также хвалить за то, что злость иссякла Это стимулирует улучшение общей картины. Важно также, чтобы родители признавали право маленького человека чувствовать гнев в ответ на те или иные внешние раздражители. Проблема не в самих эмоциях, которые являются совершенно нормальной реакцией, а в том, как они проявляются. Научив его правильно проявлять свои эмоции, родителям удастся избавиться от его неконтролируемых приступов и улучшить его состояние в целом. Со временем малыш научится успешно справляться со своими эмоциями самостоятельно.