Загрузка

Психология

Социальные сети и психология человека

В 1971 г. было доставлено первое в мире электронное письмо. С того момента минуло более 40 лет, а социальные медиа покорили мир. Интернет-сервисы социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, увлекают каждого четвертого человека на всем земном шаре. Такой интерес к соцсетям может показаться безобидным, но некоторые ученые-исследователи выдвигают теорию, что социальные медиа могут отрицательно воздействовать на психику человека и его благополучие.

Содержание статьи

    В 2012 году один новостной медицинский вестник заявил об исследовании, предпосылкой к которому стало предположение, что пользование Facebook может развить тревожность и увеличить у человека синдром неполноценности.

    Относительно недавнее исследование, которое возглавил психиатр Этан Кросс из Университета Мичигана, привело к такому результату, что из-за Facebook его пользователи могут стать несчастными.

    "На первый взгляд, Facebook дает невероятную возможность для удовлетворения основных потребностей человека в социальных связях", - говорит Кросс. "Но вместо пользы, повышения благосостояния человека, оказалось, что использование Facebook может привести к противоположному исходу ".

    Что из себя представляют социальные медиа?

    Социальные медиа являют собой массив из интернет-сайтов, дающих возможность контактировать людям со всего мира. Это могут быть беседы, поздравления с праздниками, обмен фото-, видео- и аудиопродукцией.

    Последние статистические данные гласят, что около 42% людей используют несколько интернет-ресурсов для общения. Основной контингент пользователей социальных сетей – люди в возрасте до 30 лет, хотя число пользователей, которым за 60 лет, постоянно увеличивается.

    Но что притягивает нас к социальным медиа?

    Основная миссия владельцев сайтов социальных сетей – дать людям возможность познакомиться друг с другом независимо от точки земного шара, в которой они находятся, оставаться на связи с друзьями и семьей, быть в курсе мировых событий, и, делиться теми эмоциями и вещами, которые для них значимы.

    Зависимость от социальных медиа

    Согласно статистическим данным, более 60% Facebook пользователей посещают сайт ежедневно, при этом 40% пользователей этого интернет-ресурса заходят туда несколько раз в день.

    Разумеется, у каждого индивида свои причины использования социальных сетей. Кто-то любит просматривать обновления статусов и фотографий других людей, а в это же время иные завсегдатаи ресурсов используют сайты как средство выражения своих эмоций. Однако одна из весомых причин, которая подталкивает нас использовать социальные медиа, – облегчение скуки и отвлечение от окружающей жизни. Как результат – мы получаем допинг при каждом входе в систему.

    "Для тех, кто постоянно добавляет новые записи в своем аккаунте, зачастую приходят подкрепления в виде комментариев и отметок «нравится» от других пользователей. А как известно, формы поведения, которые последовательно будут повторяться, входят в привычку, от которой сложно избавиться.

    В итоге у постоянного пользователя есть большая вероятность развития зависимости от сети Facebook. Мало того, такое поведение получило широкое распространение, из-за чего исследователи вывели психологические шкалы для измерения Facebook зависимости.

    Шкала, разработанная исследователями из Университета Бергена в Норвегии, имеет шесть градаций оценивания Facebook-зависимости. Они из разных операторов, таких как "вы тратите много времени, размышляя о Facebook и создавая планы, как его использовать" и "вы используете Facebook, чтобы отвлечься от проблем личного характера." В результате оценка "часто" или "довольно часто" по четырем из шести критериев является верным признаком Facebook зависимости.

    Психиатры выявили, что люди, у которых отмечена психологическая неустойчивость и социальная незащищенность, более склонны к посещению сайта социальной сети.

    Также было отмечено, что люди, которых похвалили их подписчики на Facebook, имели более сильную активность области в районе ядра мозга, которая связана с "наградой" за действия.

    На основании всех проведенных исследований оказалось, что многие пользователи, которые увлекаются Facebook специально используют сайт как средство для получения внимания других пользователей и повышения их самооценки.

    Отрицательное воздействие социальных медиа

    В 2012 году в Великобритании провели опрос о сервисах общения и их влиянии на эмоциональное состояние пользователей.

    В результате выяснилось, что 53% опрошенных заявили, что сайты социальных сетей изменили их личное поведение, при этом 51% из них сказал, что эти перемены были в отрицательную сторону.

    Те, кто подтвердили, что их жизнь становится хуже из-за использования ресурсов социальных медиа, также поведали, что стали чувствовать себя менее уверенно, в сравнении с друзьями.

    Помимо этого, результаты опроса показали, что 2/3 участников сообщили о затруднении расслабления и сна после того, как они использовали сайты, при этом 55% отметили, что они ощутили "беспокойство или дискомфорт", когда они не смогли пройти авторизацию в социальных сетях.

    Также удалось выявить, что социальное взаимодействие на страницах таких сервисов коммуникации, в частности это коснулось Facebook, может оказывать негативное влияние на очные встречи людей, уже имеющих высокий порог тревожности.

    Еще одну озабоченность, связанную с использованием социальных сетей, вызывают кибер-издевательства. Согласно одной из организаций, которые пытаются сделать использование интернета менее опасным для детей и целых семей, – 95% подрастающего поколения, находящегося в соцсетях, стали свидетелями форм запугивания в интернете на таких сайтах, и 33% стали жертвами кибер-издевательств.

    Несмотря на то, что большинство исследований указывает на отрицательное воздействие социальных сетей на психоэмоциональное здоровье и благополучие, некоторые психологи говорят, что они могут иметь обратный эффект.

    Это доказывают исследования группы ученых, которые обнаружили, что обновления статусов с позитивными эмоциями вызывают такие же эмоции и у читателей таких статусов.

    На самом деле, ученые считают, что вирусное распространение счастья так велико, что, оно может вызвать "эпидемию благополучия."