Зачем отдавать ребенка в детский сад
Будет отдан ребенок в детский сад или нет – решают только родители, тщательно взвесив все «за» и «против». О необходимости посещать это учреждение уже много лет говорят педагоги. Но прежде чем остановиться на том или ином заведении, пообщайтесь с родителями деток, которые туда уже ходят, познакомьтесь с программой обучения, обсудите с заведующей качество питания, обслуживания. Наиболее верным вариантом станет частный детский сад, но и здесь необходимо узнать о наличии подводных камней. Итак, что же дает детский сад ребенку:
1. Умение адаптироваться в коллективе
Вы можете ежедневно ходить на игровую площадку, записать кроху в развивалку, спортивные секции, но этого все равно недостаточно. Ведь малыш будет постоянно чувствовать родительскую близость и поддержку. В садике ребенок учится самостоятельно решать проблемы, налаживать коммуникации не только с детьми, но и со взрослыми (персонал учреждения), строить отношения в игровых моментах, отстаивать свою позицию, быть самостоятельной единицей, а не маменькиным сыночком. Навыки общения с воспитателями пригодятся малышу уже во взрослой жизни, когда придется вести беседу с посторонними людьми.
Для каждого ребенка долгое время авторитетно только родительское мнение. Но благодаря опыту, полученному в детском саду, он сможет с легкостью найти общий язык со школьным учителем, поймет, что его следует слушать и иногда даже ему подчиняться.
2. Интеллектуальное и физическое развитие
Изобилие информации в интернете, пособий на полках книжных магазинов предоставляет отличную возможность полноценно развивать малыша самостоятельно. Но все же большинство родителей ограничиваются знакомством с буквами, цифрами, разнообразием цветов, геометрических форм. Достаточно ли научить малыша считать и читать? Конечно же нет!
В детском саду кроху обучат всевозможным коллективным играм, эмоциональному выражению собственных эмоций, лепке, конструированию, рисованию, искусству оригами и многому другому. Малыш будет:
- делать аппликации, поделки на праздник родным;
- участвовать в театрализованных представлениях;
- танцевать, петь на музыкальных занятиях;
- делать зарядку на физкультуре;
- общаться с психологом, дефектологом и логопедом, если есть такая необходимость;
- развивать речь, логические, интеллектуальные, коммуникативные, умственные, двигательные, творческие способности.
Некоторые государственные учреждения и большинство частных включают в программу занятия одним или двумя иностранными языками, хореографию, общеразвивающие современные методики (например, Монтессори). В их арсенале имеется детский бассейн, обустроенный спортивный зал с необходимым инвентарем.
В российское дошкольное образование входят методики Л. А. Венгера «Развитие», Т. Н. Дороновой «Радуга», В. И. Логиновой «Детство», Л. А. Парамоновой «Истоки», Г. Г. Григорьевой «Кроха» и многие другие, а также учебные комплексы экологического воспитания, художественно-эстетического, познавательно-речевого, социально-нравственного, физического развития дошкольников, укрепления их здоровья.
Замечено, что самые заядлые молчуны в коллективе сверстников начинают болтать, тихони – активнее отстаивать свои интересы, забияки учатся не конфликтовать, а дружелюбно играть. У деток исчезает страх перед окружающим миром. Они становятся более коммуникабельными, открытыми. Начинается социализация маленького человека.
В стенах дома даже очень послушные детки не всегда хотят заниматься. Коллективные же упражнения намного интереснее для всех, в том числе и для самых отчаянных шалунов. Приятным бонусом для родителей становятся праздничные утренники, на которых они смогут полюбоваться выступлением отпрыска, и ежедневный обязательный дневной сон (не всех деток легко уложить в домашнюю кровать). Немаловажно и отношение к еде в саду: если перед мамой малыш привередничает, отказывается кушать, то с воспитателем этот номер не пройдет, и обычная котлета с пюре мигом исчезают с тарелки.
Распространенные ошибки родителей
Нежелание ребенка ходить в детский сад большинство родителей списывают на психологическую незрелость малыша, особенности его нежной натуры, некомпетентность «злого» персонала и т.д. В этом случае мама любит повторять, что ее малютка просто «несадиковский» ребенок. Конечно, встречаются и такие детки, но их единицы. Известны и варианты с профнепригодными воспитателями. Однако большинство проблем начинаются дома и вызваны они ошибками, которые допускают родители. Итак, поговорим о родительских промахах:
1. Мама «исчезает». По старинке в большинстве садов практикуют стремительный уход взрослого, приведшего ребенка. Орущего малыша держит воспитатель, а родитель быстро убегает, чтобы кроха к нему не вырвался. Да, после ребенок успокаивается и идет играть с детьми. Но что происходит в голове у маленького создания? А там поселяются ужас и страх, боль и чувство неизбежности, ощущение, что его бросили и он не нужен. В следующий раз малыш либо обхватит маму и его придется «отрывать», либо с горькой покорностью направится в группу. Оба варианта недопустимы.
Не надо покидать насильно малютку. Попытайтесь договориться с ним. В крайнем случае, задержитесь на некоторое время в группе. Ребенок должен сам вас отпустить, согласиться на разлуку.
2. Клин клином. Некоторые родители оставляют малыша сразу до обеда или даже на целый день, считая, что в любом случае ребенок успокоится и быстрее свыкнется с новой жизнью. Психологи категорически не рекомендуют так поступать. Процесс адаптации должен проходить постепенно, начиная с 1-2 часов и доходя до целого дня по мере привыкания ребенка.
3. Нервозные сборы. Иногда хочется поспать утром лишний часок, и, как следствие, мы бегом, нервничая собираемся на работу. Родители, запомните: дети не умеют так быстро приспосабливаться к обстоятельствам, как взрослые люди. Если вы желаете вести по дороге улыбающегося малыша, а не зареванного нехочуху – начинайте собираться вовремя.
Об особенностях адаптации к детскому саду я расскажу в следующей статье.