Виды
Рассматриваемая проблема также известна под названием «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
В науке выделяется три вида патологии:
- с преобладанием импульсивности и гиперактивности – обычно встречается у мальчиков и проявляется в неусидчивости, нетерпеливости и повышенной агрессивности;
- с преобладанием дефицита внимания – этот тип более характерен для девочек, его отличительными особенностями является неспособность сконцентрироваться на выполнении одного задания, ухудшение памяти и рассеянность;
- смешанный тип – в равной степени содержит в себе все вышеописанные симптомы.
Причины
Развитие синдрома связано с изменениями в нейрохимическом балансе вследствие накопления определенных психоактивных веществ (например, барбитуратов) и функциональными нарушениями в работе префронтальной коры и ряда подкорковых нейронных узлов головного мозга.
Как показывают исследования, причина появления поведенческих отклонений может крыться и в генетическом факторе. Это обусловлено вероятностью полиморфного существования одного или нескольких генов в детском организме.
Также была обнаружена связь между гиперактивностью и различными психосоциальными причинами (например, особенностями подхода к воспитательному процессу в дошкольных воспитательных учреждениях).
Симптомы
Обычно первые признаки данного синдрома проявляются еще в раннем возрасте, однако обращаться за консультацией психолога родители начинают спустя годы, когда малыш учится в школе и начинают проступать серьезные проблемы с успеваемостью.
В науке выделяются следующие клинические симптомы СДВГ:
- рассеянность и неусидчивость;
- резкие эмоциональные перепады;
- импульсивность;
- торможение речевого развития;
- нарушение сна;
- чрезмерная двигательная активность;
- дисфункция внимания.
Появление хотя бы одного из этих признаков является поводом для того, чтобы записаться на прием к врачу-психиатру или невропатологу. Специалист поможет ребенку с адаптацией в обществе и посоветует варианты лечения обнаруженных отклонений.
Диагностика
Диагностирование проходит в три этапа. На первом собирается семейный анамнез, проводится беседа с родителями о периодах беременности и младенческого развития, а также ставится субъективная оценка возможным поведенческим дефектам в соответствии с установленными критериями.
Если ребенок достиг возраста 5-6 лет, он сдает специальные тесты, направленные на оценку его способности к концентрации.
После чего на заключительной стадии обследования назначается электроэнцефалография (ЭЭГ) и магнитно-резонансная томография (МРТ). Эти методы абсолютно безболезненны и проводятся для измерения электрического потенциала мозга с целью постановки окончательного диагноза в соответствии с полученными результатами.
Лечение
Терапия при выявлении СДВГ носит комплексный характер и основана на применении медикаментов и психологических методов.
Для улучшения навыков контроля над поведением ребенка и минимизации стрессовых ситуаций в семье, родителям рекомендуется пройти специальные психологические тренинги. Также эффективным способом управления поведением является награждение малыша за длительное сосредоточение на определенной задаче и обучение играм, развивающим когнитивное мышление.
При лечении тяжелой или устойчивой гиперактивности хорошо себя зарекомендовали стимуляторы (например, метилфенидат), которые не вызывают привыкания и могут приниматься на протяжении длительного времени.
При этом варианте лечащий врач для начала назначает краткий курс лечения с целью оценки результатов терапии и определения ее уместности в каждом отдельном случае.
При правильном приеме лекарственных препаратов у детей наблюдается улучшение памяти, внимательности и взаимоотношений с окружающими людьми, а также снижение уровня агрессии.
Профилактика
На данный момент в науке не существует высокоэффективных способов предотвращающих появление СДВГ, однако длительное наблюдение за данным патологическим процессом позволило выделить следующие специфические мероприятия по его профилактике:
- ведение здорового образа жизни и регулярные медицинские осмотры во время беременности;
- обеспечение сбалансированного питания;
- достаточное количество физических нагрузок;
- соблюдение четкого распорядка дня;
- построение положительных взаимоотношений в кругу семьи с целью эффективного управления поведением ребенка.