Виды
Классификация недуга включает в себя два типа – классический аутизм Каннера, названный именем врача, впервые описавшего патологию и аутические расстройства разного происхождения.
Разновидности патологии могут быть следующими:
- синдром раннего инфантильного аутизма Каннера;
- синдром Аспергера;
- приступообразный и эндогенный типы при шизофрении;
- резидуально-ограниченный;
- болезнь при синдроме Ретта;
- отклонение невыясненной этиологии.
Причины
Причины развития недуга до конца не изучены, однако бытует мнение, что в основе лежит поражение головного мозга, возникающее из-за внутриутробной инфекции, резус-конфликта или воздействия вредных веществ на организм беременной женщины. Кроме того, есть теория наследственной природы недомогания.
Определенная роль отводится и внешним факторам: специфические отношения в семье, недостаточный эмоциональный контакт с родителями, неблагополучные семьи.
Симптомы
При данном недуге у больного наблюдаются три основных клинических признака. В их число входят:
- Неспособность взаимодействовать в социуме – человек не может построить нормальные отношения в коллективе. Иногда такое препятствие затрагивает даже построение отношений между матерью и ребенком еще в самом раннем возрасте.
- Трудности в общении – дети не общаются со сверстниками и даже собственными родителями, не понимают смысл игр, речь их является монотонной, не имеющей эмоциональной окраски.
- Отклонения в поведении – аутисты могут воспроизводить одни и те же действия (хлопать в ладоши, дергать волосы), а при попытке помешать им реагируют непредсказуемо.
Стоит отметить, что довольно часто такие дети способны демонстрировать необычайные умственные и творческие способности.
Диагностика
Выявление психотерапевтом аутизма заключается в специальных тестах, опросниках и инструкциях, позволяющих определить отставание в развитии у ребенка. Также оцениваются и физические способности больного. При необходимости могут проводиться лабораторные анализы, а при наличии среди членов семьи людей с умственной отсталостью проводится хромосомный анализ. В качестве дополнительных диагностических мер медик может назначить МРТ и электроэнцефалографию.
Лечение
Основная проблема состоит в том, что сегодня еще не подготовлены стандартные действенные методы для терапии этого состояния. Существует несколько способов коррекции:
- лечение лекарственными препаратами;
- терапия психотропными средствами;
- психотерапия, наблюдение у психолога, логопеда;
- использование особых педагогических программ.
В медикаментозной терапии наиболее часто используют лекарства, направленные на борьбу с эмоциональными проблемами, конвульсиями и проблемами поступков.
К лекарства, оказывающим влияние на головной мозг (психотропные средства) относят: антидепрессанты (флуоксетин, сертралин) – их выписывают для тревожных и депрессивных состояний, так как они понижают раздражительность, патологическое повторение выполненных действий, вспышки гнева, агрессивность; нейролептики (рисперидон, арипипразол, оланзапин) – способствуют понижению гиперактивности, агрессивного состояния, повторяемости действий; средства нестимулирующего действия (гуанфацин, атомоксетин) – применяют для устранения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, они повышают возможность концентрации внимания, сбивают уровень активности и нервное возбуждение; аналептики (метилфенидат, амфетамин, дексметилфенидат) – повышают концентрацию внимания, уменьшают порывистость; противосудорожные средства – используются для уменьшения количества и частоты конвульсий и стабилизации настроения.
Профилактика
На сегодняшний день пока не разработано эффективных мер по предупреждению аутизма, но минимизировать риски его возникновения у ребенка позволит грамотное планирование беременности. Для этого обоим супругам необходимо пройти комплексное обследование для выявления и лечения хронических и инфекционных воспалений. Во время беременности женщине следует придерживаться рекомендаций врача, вести здоровый образ жизни и избегать контактов с инфекционными больными.