Виды
Утвержденной классификации синдрома не существует, но различают определенные его типы:
- васкулярный, который, в свою очередь, подразделяется на гипертонический и гипотонический, при этом наблюдается повышение или понижение давления;
- кардиальный – отмечается изменение сердечного ритма;
- смешанный – включает все виды расстройств.
По характеру течения выделяют следующие виды ВСД:
- постоянная (перманентная) – протекает в хронической форме, перепады и скачки отсутствуют;
- приступообразная (пароксизмальная) – заметна только в периоды обострений;
- смешанная – сочетает признаки двух первых видов;
- скрытая (латентная) – проявляется под воздействием сильного раздражителя.
По степени тяжести выделяют легкую, среднетяжелую и тяжелую формы, по распространенности расстройств – генерализованную, системную и локальную.
Признаки вегетативной дисфункции наблюдаются у 25% детей (чаще в возрасте 7-8 лет и в подростковом периоде). В основном ей подвержены девочки.
Причины
ВСД не рассматривается педиатрами как самостоятельное патологическое состояние. Она способствует развитию или осложняет течение многих других патологий, которые также могут провоцировать или усугублять вегетативные нарушения. Таким образом, ее источниками являются:
- сильные стрессы, перенапряжения;
- заболевания нервной системы;
- хронические соматические, эндокринные, неврологические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные болезни.
К причинным факторам относят также наследственную предрасположенность, осложнения во время беременности и родов, перенесенные в младенчестве инфекции, интоксикации, плохую экологию, резкие смены климата, изменения гормонального фона в пубертатном периоде и прочее.
Такое разнообразие причин обуславливает изучение проявлений ВСД не только педиатрией, но и другими направлениями медицины, в том числе неврологией, кардиологией, эндокринологией, гастроэнтерологией.
Симптомы
Наиболее часто при ВСД встречаются следующие проявления:
- повышенное потоотделение, чаще ладоней и подошв;
- неправильная работа сальных желез, возникновение высыпаний, угрей;
- изменение цвета кожных покровов;
- расстройство деятельности эндокринных желез;
- нарушение сердечного ритма;
- непостоянство артериального давления;
- учащенное дыхание, ощущение нехватки воздуха, отдышка, приступы кашля;
- головокружение, головные боли, звон в ушах;
- нарушение аппетита, тошнота, рвота;
- вздутие живота, диарея;
- ком в горле;
- цисталгия;
- нарушение терморегуляции, онемение конечностей;
- изменения в поведении.
Записаться на прием к педиатру необходимо также, если ребенок проявляет признаки апатии или беспокойства, подвержен частой смене настроения, у него наблюдаются нарушения сна, сухость кожи, низкая подвижность. Врач назначает комплекс диагностических процедур, разрабатывает схему лечения, при необходимости дает направление к профильному специалисту.
Диагностика
Особенности детского организма (более высокая частота пульса, чем у взрослых, неокрепшая функция вегетативных органов, высокая двигательная активность и пр.) усложняют проведение диагностических мероприятий.
Необходима консультация педиатра и других врачей, которые на основе данных дифференциальной диагностики исключат более сложные и серьезные заболевания. Чаще всего в таких случаях проводят лабораторные исследования крови и мочи, допплерографию, ЭКГ, рентгенографию, МРТ.
Лечение
При лечении применяется медикаментозная и немедикаментозная терапия. К первой прибегают в крайних случаях, при этом назначаются антидепрессанты, седативные вещества, психотерапевтические методики. К консервативным методам относят занятия спортом, подвижные игры, но без нацеленности на высокие результаты, строгое выполнение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, массаж и физиопроцедуры, психотерапию, фитотерапию, иглорефлексотерапию, прием мультивитаминов.
Профилактика
Цель профилактических мероприятий заключается в том, чтобы предотвратить появление и развитие болезни. Для этого необходимо активировать жизненные силы организма. На это направлены занятия физкультурой, закаливание, соблюдение режима работы и отдыха, правильное питание.
Кроме того, родители должны создать доброжелательную психологическую обстановку дома, обучить ребенка приемам расслабления.